Серебряный век русской поэзии
И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова
Двадцатый век…еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла. И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне… И черная земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи… А. Блок
Своеобразие культуры Серебряного века
Концепция Богочеловека Вл. Соловьёва: стремление к Богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства Добра, Красоты и Истины.
Отказ от «социального» Человека. интерес к тайнам психики, к глубинам «зазеркалья»; усложненная рефлек- сия; безграничность субъ- ективизма; господство мистичес- кого начала в культуре.
Культ творчества – единственная возможность преодоления извечной русской «двоичности» - святого и звериного, Христа и Антихриста.
Выдающиеся художественные открытия, новые направления, беспрецедентное разнообразие имён.
Поэзия Серебряного века
1.Поэзия развивалась в условиях исторического контекста: «История … вторгалась в быт, повседневную жизнь людей, нарушая её как бы привычное течение». 2.Поэзия стремилась сделать опыт веков, движе – ние времён достоянием внутренненго мира челове – ка.
Модернизм (фр. Moderne-новейший, современный) - художественно- эстетическая система Серебряного века Характерные черты : 1)Ощущение дисгармонии мира. 2)Разрыв с традициями реализма. 3)Осмысление отношения человека к жизни. 4)Понимание свободы личности как основы творчества художника (эстетизация индивидуализма).
Модернизм в России (Литературные формы) СимволизмАкмеизмФутуризмИмажинизм Старшие символисты Младо – символисты кубофутуризм эгофутуризм
СИМВОЛИЗМ 1890 – 1910 г.г.
1. Символ – основная эстетическая категория. 2. «Поэзия намёков», культ впечатлений (импрессионизм). 3. Критерий познания – внутренний духовный опыт ( субъективное начало). 4. Символ – знак, не требующий расшифров- ки, загадка, тайна. 5. Философия двоеми – рия ( реальное и мисти- ческое)
М.Врубель «Жемчужина»
В. БрюсовД. Мережковский К. Бальмонт З. Гиппиус Старшие символисты Ф. Сологуб
А. БелыйА. Блок Младосимволисты (теурги) В. Иванов С.Соловьев
Манифесты символистов Д. Мережковский «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» год К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» год В. Брюсов «Ключи тайн» год А. Белый «О религиозных переживаниях» год
АКМЕИСТЫ
А. Ахматова О. Мандельштам Н. Гумилёв С. Городецкий Акмеисты
Акмеизм Акмеизм ( «акме» - цвет, цветущая сила, «высшая степень»). Адамизм Адамизм ( второе название ) – от Адама, символизирующего мужествен ный и ясный взгляд на жизнь. Цель – вернуть слову (образу) ясность, уйти от усложненной метафоричности к точному значению слова. Они отвергали мистику, утверждали реальность жизни, «вещизм» как проявление ясности бытия. Обращались к прошлому ( мифология)
Манифесты акмеистов О. Мандельштам «Утро акмеизма» год Н. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизм» год
Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко… На столе забыты Хлыстик и перчатка. ***** Радостно и ясно – Завтра будет утро, Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро. А. Ахматова
ФУТУРИЗМФУТУРИЗМ Ф У Т У Р И З М Ф У Т У Р И З М
Футуристы В. Каменский Д. Бурлюк И.Северянин В. ХлебниковБ. Пастернак. В. Маяковский А. Кручёных
Картина Д. Бурлюка «Будетляне» Футуризм (будущее) - авангардистское течение начала ХХ в. 1. «Только мы – лицо нашего времени». 2. Отвергали классику. 3. Цель – перестроить русскую словесность на принципах полной свобо- ды творчества. 4. Создавали свой «язык», занимались словотвор – чеством, отвергали нормы русского языка
Манифесты футуристов «Пощёчина общественному вкусу» год А.Е.Кручёных, В.В.Хлебников. «Слово как таковое» год Группы: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Будетляне». Эпатаж – ошеломление окружающих необычным или скандальным поведением, величайшее изумление, шокирование.
Сборники: «Рыкающий Парнас» «Дохлая луна» «Доители изнуренных жаб»
Критерии для сопоставления СимволизмАкмеизмФутуризм 1.Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваемМир надо переделать 2.Роль поэтаПоэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое 3.Отношеие к слову Слово многозначно И символично Четкая определенность слова Свобода в обращении со словом 4.Особенности формы Намеки, иносказания Конкретная образность Обилие неологизмов, искажений слов 5.Близкий род искусства МузыкаЖивопись, архитектура, скульптура Живопись