Элективный курс Русский язык Коварные знаки препинания Авторы-составители Серёгина Л.М., Хорт О.А Издательство «Учитель», 2007 Разработчик: Серёдкина Е.П. МОУ Отрокская сош
Пояснительная записка Курс предназначен для учащихся 9 классов. Он является интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку. Занятия ведутся параллельно урокам русского языка. Проблемы трудных случаев пунктуации всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными. Основная идея Курс рассчитан на развитие интереса к гуманитарным отраслям, а также представляет возможность закрепить общеобразовательные знания и навыки, повысить уровень грамотности. Усилению практической направленности способствует система заданий, данных к упражнениям. Творческие задания направлены на развитие языковых навыков, мышления и на закрепление знаний.
Цель этого курса – осмысление учащимися основных принципов употребления знаков препинания.. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что является приёмом стимуляции дальнейшего обучения. учащимися основных принципов употребления знаков препинания Задача курса – совершенствование речевых умений, гибкого применения разнообразных речевых конструкций, отражающих сложные связи человека с меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого. Планируемый результат Выбор программы дальнейшего обучения. Изучение своих возможностей и творческий потенциал.
Содержание программы 1. Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер знаков препинания. 2. Назначение пунктуации- «держать текст». Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания и их нормативное употребление. 3.Функционально– целевое использование пунктуации. 4. Разговорные конструкции и пунктуация. 5. Смысловое членение текста. Интонационный принцип пунктуации. 6. Специфика рекламных знаков препинания. 7. Исторические изменения в русской пунктуации. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. 8. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте.
Учебно- тематический план Тема Кол-во часов Виды деятельностиФормы контроля Пунктуационные нормы 2 Вводная лекция с элементами беседы Основные правила пименения знаков препинания в тексте 3 Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации Проверка работ, определение уровня знаний уч - ся.
Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально- делового, научного, художественного стилей 4 Исследовательская работа в группах с текстом. Защита проекта, обсуждение. Защита проектов Структурный и смысловой принципы пунктуации 4 Разыгрывание речевых ситуаций- анализ интонаций и знаков препинания. Оценка соответствия интонации и знаков препинания. Знаки препинания в рекламе. 4 Ролевая игра.Оценка экспертов
Нерегламентированная пунктуация: историческая, собственно-авторская, концептуально- обусловленная. 5 Защита проекта- группа из 2 -3 чел. Коллективная оценка результатов проекта Комбинированные знаки препинания 4 Вступительная лекция, практические занятия. Итоговая контрольная работа 4 Стилистический, синтаксический, пунктуационный анализ текста повышенной трудности. Проверка контрольных работ Итоговое занятие 4 Анализ контрольной работы, подведение итогов курса, рекомендации учащимся.
Требования к умениям и навыкам 1. Защита проекта 2. Исследовательская работа 3. Ролевая игра
Информационное обеспечение 1. Казакова Л.Ф. Пунктуация в старших классах. Русская словесность Орг.,А.О. Олимпиады по русскому языку. М. Просвещение, Ушаков Н. Н. Внеурочная работа по русскому языку. М. Просвещение, Внеклассная работа по русскому языку в старших классах.м. Просвещение, Русский язык. Чешко Л.А. 6. Пособие по русскому языку для занятий в старших классах В.Ф. Грекова, С. Е. Крючкова.