ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ
«Стандарт» уязвимость в педагогической среде самого термина 1.Стандарт – антитеза творчества 2.Стандарт – ограничитель свободы учителя 3.Стандарт – способ мелочной регламентации 4.Стандарт – инструмент тотального контроля 5.Стандарт – признак восстановления административно-командной системы управления образованием
Выводы: Необходимость учета общественных настроений Невозможность внедрения любых новшеств, включая стандарты, без осознания их необходимости самими учителями Максимальная гласность и открытость при обсуждении профессиональных стандартов Разъяснительная работа параллельно с разработкой и внедрением стандарта
КОНСТРУКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень Стандарт – объективный измеритель квалификации учителя Стандарт – симбиоз ремесла и творчества Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования
СТРУКТУРА СТАНДАРТА инвариант вариативная часть 1.Знание предмета 2.Владение информационными технологиями Новые профессиональные компетенции
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА РАБОТНИКА, ПРЕПОЛАГАЮЩИЕ СПОСОБНОСТЬ К НЕСТАНДАРТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ 1. Мобильность 2.Способность к нестандартным трудовым действиям 3. Умение работать в команде 4.Готовность к изменениям 5. Ответственность и самостоятельность в принятии решений Интересуют работодателя не меньше, чем владении профессией. Выявляются в ходе стажировок !
НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ПЕРЕСМОТРА ПОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА Меняется мир – меняется стандарт Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: Работа с одаренными учащимися; Работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования; Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии; Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении; Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ СТАНДАРТА – ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ Вариативная часть стандарта – ориентир развития на ближайшую и отдаленную перспективу. Вариативную часть нельзя немедленно предъявлять в качестве нормативного требования к деятельности учителя. Нельзя требовать от педагогов того, чему их специально не обучали.
Для поэтапной реализации вариативной части стандарта необходимо создать дорожную карту Этапы продвижения к цели: Пересмотр существующих стандартов содержания профессионального педагогического образования; Качественная реорганизация системы переподготовки учителей; Гибкая модульная система подготовки и переподготовки педагогов, предполагающая набор необходимых компетенций, исходя из особенностей образовательных программ, реализуемых конкретным учреждением ; Создание условий для стажировки педагогов на базе ВУЗов, центров повышения квалификации, а также учреждений образования, наиболее успешно решающих задачи формирования новых профессиональных компетенций.
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВОВОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВОГО ПОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА Новые возможности школы: составлять индивидуальное штатное расписание; использовать стимулирующий фонд оплаты труда для поощрения работников, выполняющих дополнительные обязанности. Стремление руководителей адекватно формализовать новые обязанности в названиях должностей Менеджер по уборке помещений Специалист по мониторингу качества образования Педагог реабилитатор
Несоответствие новых должностей существующим тарифно- квалификационным характеристикам ПРОБЛЕМЫ: исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.д.
А СУДЬИ КТО? Квалификационные требования к администраторам в сфере образования: Высшее образование по профилю; Знание международных стандартов; Знание истории развития образования России и его национальной специфики; Способность к оценке нестандартных действий педагогов; Периодическая переаттестация администраторов на основе сформулированных критериев!
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Константин Дмитриевич Ушинский