Социальный педагог МОУ СОШ 8 города Комсомольска-на-Амуре Поликарпова Ольга Вячеславовна НОРМАТИВНО- ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
С каждым годом во всём мире увеличивается число лиц с ограниченными возможностями в результате травм, заболеваний, врождённых нарушений в развитии. Поэтому всё острее встаёт проблема взаимоотношения общества и инвалида. Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним равнодушны, другие жалостливы и пассивны, третьи – активно участливы. Политика социального обеспечения строится на убеждении, что капиталовложения в эту сферу не могут быть реально возмещены. Государство откупается от проблем инвалидов финансированием разного рода выплат и мизерными пенсиями. Вопросы лечения не рассматриваются во взаимосвязи с вопросами воспитания и обучения. Вследствие этого растёт отчуждённость человека от общества, жестокость, насилие. Поэтому этой категории жизненно необходима поддержка социально-психологической службы.
Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения по профилактике инвалидности и реабилитации разработал Международную классификацию дефектов, инвалидности и нетрудоспособности, которые являются основополагающими для характеристики объектов социально-педагогической деятельности: дефект, инвалидность, нетрудоспособность. Определение социально – правового статуса человека с инвалидностью получает развитие и уточнение в правовых документах.
Понятие инвалидности Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное: 1.Заболеванием 2.Последствием травм 3.Анатомическими дефектами (Закон РФ «О защите инвалидов» от г) Закон вводит и признак инвалидности – нуждаемость такого лица в социальной защите.
Правовой статус установлен и для инвалидов, не достигших 18-го возраста. Эта категория называется «дети – инвалиды». Принято постановление правительства РФ от г 965, в соответствии с которым гражданин признается инвалидом при наличии следующих условий: нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма; ограничение жизнедеятельности; необходимость осуществления мер социальной защиты
Все функции по организации и реализации комплексной социальной поддержки ребенка средствами специального образования выполняет субъект социально-педагогической деятельности. К субъекту относятся люди, представляющие социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности. Это социальные группы (семья, неформальные объединения), организации, учреждения, осуществляющие социально-педагогическую деятельность и управляющие ею. Социально-правовой базой для работы с детьми и инвалидами служат Международные и российские правовые документы.
Основные международные правовые документы. Права лиц с психическими и физическими недостатками являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и подчёркнуты в ряде документов Организации Объединенной Нации (ООН): –Всеобщая декларация прав человека; –Декларация о правах инвалидов; –Декларация о правах умственно отсталых лиц; –Конвенция о правах ребенка
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: Принцип равенства прав, заключающихся в понятии «права человека» и документах ООН предоставляет инвалидам и лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям; Инвалиды и лица с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав; Провозглашение прав и свобод человека не отделимо от возложения на граждан определяемых обязанностей; Любое государство, принимая решение о ратификации международного правового документа, должно привести национальное законодательство в соответствии с принципами отраженными в этом документе.
Российское законодательство Приказ Министерства Российской Федерации от г 117 содержит исчерпывающий перечень заболеваний, при которых ребенок признается инвалидом.
При производстве экспертизы в случае решения вопроса о детской инвалидности используются инструктивные и методические материалы по установлению инвалидности у детей, утвержденные приказом Минздрава РФ от г. Из ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», следует, что «инвалид» и «ребенок- инвалид» тождественны, а гражданин, обладающий этим юридическим статусом, имеет права на все льготы, обозначенные в законах.
Основу организационных форм оказания социально- педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями составляют специальные (коррекционные) образовательные учреждения восьми видов, относящиеся к системе Министерства общего и профессионального образования РФ. В соответствии с «Типовым положением о специальном образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным постановлением Правительства РФ 288 от г, организуется учебно- воспитательная деятельность образовательных учреждений по обучению и реабилитации в рамках реализуемых образовательных программ в каждом виде образовательного учреждения;
Указ Президента РФ 543 от г «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е г» послужил основой для создания сети учреждения нового типа. Типовое положение утверждено постановлением Правительства РФ 867 от г «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи».
К таким учреждениям относятся: Психолого – медико-педагогическая консультация. Основные задачи ПМПК заключаются в выявлении, комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии ПМПК работают в сотрудничестве с органами и с ЦЗН, КДН. Реабилитационные центры осуществляют свою деятельность на основе принципа комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями.
Основные задачи: своевременное выявление и учет детей, выбора оптимальной учебной программы, коррекция отклонений в развитии в процессе учебно-воспитательной, лечебно- восстановительной работы, профессиональное ориентирование. Медико – психолого- социальные центры - многофункциональные учреждения, важнейшим направлением в их работе является организация процесса сопровождения ребенка в образовательной пространстве.
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании заявления или его законного представителя, или по направлению медицинского учреждения.
Таким образом, проблема социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями в настоящее время стоит очень остро и, опираясь на знание нормативно-правовой базы, социально- психологическая служба может оказать большую помощь семье и самому ребёнку с ограниченными возможностями. Проблема эта комплексная и решение ее требует совместных усилий медиков, психологов, педагогов, социальных работников, использования достижений теоретических исследований и опыта, накопленного как в России, так и за рубежом.
Сущность социально-педагогической работы четко отражена в Конвенции ООН ст.23 «О правах ребенка», которая гласит, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».
Инвалиды являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к инвалидам ведут к духовной деградации всего общества.
«Не бойся, пожалуйста, доктора Льва! Он в горло зверюшке заглянет сперва И выпишет срочно рецепт для больного: «Таблетки, микстура и тёплое слово, Компресс, полосканье и доброе слово, Горчичники, банки и нежное слово, - Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без тёплого слова, Без нежного слова – не лечат больного!» Юнна Мориц