Школа раннего развития при МОУ «Лицей инновационных технологий» г. Хабаровска: успехи и проблемы Харитонова Вера Петровна, учитель математики МОУ «ЛИТ», г. Хабаровск Шекера Галина Владимировна, учитель математики МОУ «ЛИТ», г. Хабаровск «Приходи учиться в ЛИТ, Мы знакомству будем рады...» Слова из гимна лицея
Необходимость ее создания была продиктована кризисной ситуацией, сложившейся тогда в области естественно- математических наук. Объединив учащихся различных школ города в группы школы раннего развития, лицею удалось решить несколько задач. Особое место в учебной деятельности лицея занимает школа раннего развития, созданная в 1993 году.
Развивающая: активизировать основные психические процессы ребенка через развитие мышления, внимания, памяти и воли. ЗАДАЧА 1
ЗАДАЧА 2 Обучающая: знания, умения и навыки учащихся привести в соответствие с образовательными стандартами.
ЗАДАЧА 3 Пропедевтическая: подготовить школьников среднего звена к обучению в лицее по программе углубленного и профильного уровней
В ШРР обучаются школьники пятых, шестых и седьмых классов города Хабаровска. Занятия проводятся 1 раз в неделю по субботам, по математике, физике, информатике для учащихся 5-6 классов, а для учащихся 7 классов к этим предметам добавляется русский язык. Математику уже учить затем следует, что она ум в порядок приводит.
ШРР – первый шаг поступления в лицей, в профильные классы и в классы с углубленным изучением.
Для учащихся 7-х, 9-х классов, интересующихся математикой, учителями ШРР составлен и издан сборник «Задачи по математики», содержащий задания различной степени трудности.
По каждому предмету составлены авторские программы, включающие в себя элементы существующих стандартов, опережающее обучение, темы, развивающие логическое мышление, углубляющие полученные знания.
Авторская программа по математике содействует: – умственному развитию учащихся через отработку конкретных приемов деятельности; – формированию и развитию различных типов мышления (алгоритмического или вычислительного, геометрического, комбинаторно-логического) через специально подобранную систему упражнений, вопросов и творческих задач креативного типа; – культурному воспитанию учащихся через содержание упражнений и задач, включающих элементы истории математики, имена людей, творивших науку, судьбы великих открытий и др.
Планирование 5 класс (70 часов) - Натуральные, дробные целые числа 40 часов - Текстовые задачи 14 часов - Наглядная геометрия 16 часов
Планирование 6 класс (70 часов) - Повторение 12 часов - Обыкновенные дроби 18 часов - Рациональные числа 18 часов - Векторы, многоугольники, окружность, круг 22 часа
Планирование 7 класс (70 часов) - Одночлены и многочлены 10 часов - Разложение многочленов на множители 14 часов - Треугольники 12 часов - Уравнения 20 часов - Повторение 14 часов
Особенности тематического планирования по математике Наряду с программным материалом общеобразовательной школы большое внимание уделяется развивающим задачам. На каждом уроке рассматриваются методы решения одного из типов таких задач, который соответствует теме. Большая роль отводится опережающему обучению, которое способствует более качественному изучению физики, информатики.
Успехи Каждый ребенок получает возможность проявить и развить свои способности (интеллектуальные, практические, конструкторские, художественные). ШРР – способствует развитию познавательного процесса у детей, воспитывает активные исследовательские позиции.
Успехи Позволяет подготовить детей к углубленному усвоению курса математики в старшей школе. Результатами такой педагогической деятельности может служить творческий рост учащихся-выпускников ШРР, которые представлены на примере двух учеников.
Карта творческого роста учащегося Митькина Мария, выпускница 9 класса 2006 года В настоящее время является студентом МФТИ Год Уровень олимпиады Место 2006–2007 Конкурс «ЭрудитПобедитель Зональная олимпиадаДиплом III Международная олимпиада «Тумаада» Участник 2007–2008Городская олимпиадаПобедитель
Карта творческого роста учащегося Колесова Павла В настоящее время является студентом МФТИ ГодУровень олимпиады Место 2003–2004Городская олимпиадаПобедитель 2004–2005Городская олимпиадаПризер (II место) 2005–2006Городская олимпиадаПобедитель Краевая олимпиадаПризер (IIIместо) Заочная при МФТИВысокие результаты Олимпиада ТОГУВысокие результаты
Проблемы Учащиеся, приходят в ШРР с разным уровнем математической подготовки по тем или иным темам из за различия в программах обучения. Уровень подготовки учащихся по математике недостаточно высок.
Проблемы Снижена мотивация учащихся к получению знаний, следствием чего, является недостаточная информированность родителей по отношению к получению образования своих детей. Родители некоторых детей, считая, что ШРР заменит репетитора, приводят школьников ликвидировать пробелы в знаниях.
Развитие мышления, логики Инновации (проекты, исследования) ШРР завтра ШРР сегодня