Москва июня 2010 «Национальный институт сертифицированных консультантов по управлению(Россия) XIII летняя конференция Технологии и программное обеспечение системно-креативного мышления в управленческом консультировании Шевырёв А.В.
Креативность – способность генерации нового знания путём технологически управляемого расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т.е. креативность – это творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления.
Креативный менеджмент – системное управление процессом креативного мышления (индивидуального и командного) 3
4 Обобщённый алгоритм СКМ Предметная область: К-оценка (русло/джокер), выбор концепта, карта ПС - анализ, прогноз развития, формирование ПЦО k t Выбор КЦi/ПЦij, КП, КНЦ-схема, выбор фокуса (объекта) - F из предметной области Выбор параметра фокуса (предмета) - PAR(F) Формирование вариантов решений: PROCsPAR(F)/Mod Выбор модели мышления: D / D / DT / DT / DT - Mod scdso Оценка, коррекция, выбор Popt (системы Popt), Разработка механизма реализации Popt Оценка, коррекция, выбор Popt (системы Popt), Разработка механизма реализации Popt Реализация Popt Yes No
Зачем нужна системная креативность в управлении? Многомерное системное видение проблемных ситуаций как целого, «схватывание» и «удержание» растущего разнообразия реальности, «фильтрация» беспорядка; Глубокая переработка уже существующих ресурсов, в т.ч., переосмысление опыта, «запертого» в старых шаблонах, извлечение «корней» сложных явлений; Недостаточность (недоступность) стандартных решений при наличии системных проблем («Всё связано со всем»); Поиск новых, нестандартных возможностей при решении проблем, выбор более жизнеспособных решений. 5
5 6
7 Бизнес планирование ФСА G-маркетинг СППР МАИ АСКП
Назад 8
Реализация СКМ в программной среде КСЦ: - формирование эффективных управленческих команд (по Р.М. Белбину); - формирование и развитие у участников сессий практических навыков управленческого проектирования и эффективной ориентации в сложных проблемных ситуациях; - управление командной креативностью в процессе решения управленческих проблем в режиме реального времени. 10
КСЦ Преподаватель- тьютор: работа с базами данных, статистикой, графикой (гиперэкранами), интернетом, мультимедийная связь с командами и т.д. Team Creator Вывод на экран проблемной ситуации управленческого проекта одной из команд Схема использования технического и программного обеспечения в учебном КСЦ МАЭП Экран: Команда 1 (управленческий проект 1) Команда 2 (управленческий проект 2) Команда n (управленческий проект n) Аудио-связь и ПС- связь команд по локальной сети с ППС-тьютором Видеопроектор Аудио-связь и ПС- связь между командами 11
12
13
14
Связь экранов в проекте при работе с «учебным КСЦ-Эврика» Главный экран проекта 1.0 Экран 1.1Экран 1.k Экран 1.1.1Экран 1.1.m Экран 1.k.1Экран 1.k.p Гиперсвязь между экранами разных целей проектов Система экранов подпроектов проекта 16
Общество Коммерческие структуры Маргинализация ДетиБрак Роль и место семьи в обществе Финансы Бюджет Семья Социальная помощь Образование Медицина и здравоохранение Защита прав Дети инвалиды Демография П/Возрастная стр-ра Уровень образования Работа Доходы/Расходы Потребление(потр.корзина) Досуг Прожиточный минимум Приватизация Выселение Право собств. предоставление Жилье Ипотека Программа Доступное Жильё Молодой Семье Государство Брачный договор Виды брака Органы соц. опеки Патронажная Отец Мать Материнский капитал Родители Права родителей Стадии развития Военная служба 01 Насилие в семье Безопасность Незаконное усыновление Родственники Развод Алименты Воскресная Усыновление Медосмотр Дет. дома Дети сироты Вовлечение несов-х в совершение антиобщ. действий Уголовная ответств. несов-х Использование труда несов-х Льготы В том числе компенсации семьям… льготы по оплате ЖКХ
18
20
21
Программный комплекс ТТРП-ЭВРИКА позволяет: Связать знания слушателей по различным учебным дисциплинам в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс образования; Сформировать и совершенствовать навыки управления и, прежде всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных проектов, учитывая индивидуальные когнитивные особенности и образовательные потребности слушателей; Значительно облегчить практическую работу преподавателей и слушателей в компьютерных классах, перевести их в исследовательский режим. Сделать эту работу интересной и захватывающей, повысить производительность труда преподавателя, дать возможность студенту работать самостоятельно; Повысить «чувствительность» пользователей к проблемным ситуациям; Привить вкус пользователей к культуре аналитической работы; Повысить качество и интенсивность обучения по другим дисциплинам, включив в них элементы системно-креативного мышления; Минимизировать затраты на программное обеспечение профессиональной подготовки слушателей и ее главной составляющей системно-креативного мышления (одна интегрированная обучающая система для самых разных учебных дисциплин: экономических, юридических, социальных, психологических, технических и т. д.); 22