Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов» к.и.н. Ковалева М.В.
Идеал сотрудника в прошлом - исполнитель. Современная эпоха требует СОЗИДАТЕЛЯ!!! Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций
5 Результаты образования Личностные Мета Предметные (УУН ) Предметные деятельностный подход Особенности стандарта: Компетентностный подход в образовании Особенности стандарта: Компетентностный подход в образовании
Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные
Личностные УУН Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение
Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция Оценка
Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласовани е действий с партнером
Первоначальные умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования информации: умение работать с учебником, словарем, схемами, таблицами, иллюстрациями, каталогом, художественными и адаптированными научно-популярными текстами; умение использовать компьютерную технику
Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного. Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно- популярными текстами. Библиографические умения. Овладение алгоритмом информационного поиска ( поиск информации из различных источников) Экранное чтение
Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, авторскую позицию. Умение устанавливать причинно- следственные связи, выделять главную мысль текста.
Умение правильно называть книгу - автора и заглавие произведения. Умение ориентироваться в учебной книге – пользоваться оглавлением, прикнижными словарями. Умение пользоваться методическим и справочным аппаратом учебника.
- изменение характера взаимодействия преподавателя со студентами - личностное включение всех студентов в процесс взаимного общения; - внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения; - репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ») 16 Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих действие
17 Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ: Программно формируется умение студентов работать в группе, принимать помощь от товарищей и оказывать помощь, вести занятие (фрагмент занятия), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…) Особое внимание уделяется обучению работе с источниками информации (оглавление учебника как программа студента; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, справочники и словари, сайты, электронные библиотеки).
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ 19 Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми студентами, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 20 Базовые образовательные технологии технологии Экранное чтение Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса, информационная поддержка учебного процесса,
21 Образовательная среда: учебное пространство Образовательная среда: учебное пространство Назначение: Для аудиторных занятий и самостоятельной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место преподавателя, свободно оформляемое место для работы студентов, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, перечень информационных источников, мультимедиа-центр выставки, стенды и т.п.
22 Спасибо за внимание!