СОВРЕМЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННО- БИБЛИОТЕЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР БЕЗБАРЬЕРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ Полякова Вероника – ведущий специалист научно - методической и исследовательской службы Национальная библиотека Узбекистана
Информационно-библиотечные учреждения должны активно участвовать в создании условий для реализации культурных, духовных, информационных потребностей адресных групп пользователей, пользователей с ограниченными возможностями Не мы выбираем пользователей, а пользователи выбирают нас!
РЕАЛИИНОВЫЕ ПОДХОДЫ СОВРЕМЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННО- БИБЛИОТЕЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР БЕЗБАРЬЕРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРОБЛЕМЫ
РЕАЛИИ Основные юридические документы и правовые стандарты: Конституция Республики Узбекистан Конвенция о правах инвалидов Закон «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» Закон Республики Узбекистан «Об информационно- библиотечной деятельности» Закон Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах» Постановление Президента Республики Узбекистан «Об организации информационно-библиотечного обеспечения населения республики» Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему качественному развитию информационно-библиотечного и информационно- ресурсного обслуживания на базе информационно- коммуникационных технологий на гг.»
МАРРАКЕШСКИЙ ДОГОВОР ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ДОСТУПА СЛЕПЫХ И ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ИЛИ ИНЫМИ ОГРАНИЧЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ ВОСПРИНИМАТЬ ПЕЧАТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ К ОПУБЛИКОВАННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Принят дипломатической конференцией 27 июня 2013 года РЕАЛИИ
На стадии разработки проект Правительственного решения по дальнейшему совершенствованию деятельности библиотек для пользователей с ограниченными возможностями в Республике Узбекистан РЕАЛИИ
В отношении информационно-библиотечной сфере данные решения направлены на: проектирование и строительство новых зданий с учетом доступа к ним людей с ограниченными возможностями (пандусы, подъемники, лифты и т.д.); обеспечения архитектурного дизайна, разработка специальной мебели для людей с ограниченными возможностями; гарантию, что лица с ограниченными возможностями могут реализовать свое право на получение необходимой информации наравне с другими лицами; гарантию лицам с ограниченными возможностями доступа к ИКТ, включая Интернет на равной с остальными основе; гарантию предоставления информации в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы ограниченных возможностей, своевременно и без дополнительной платы РЕАЛИИ
ПРОБЛЕМЫ Внедрение ИКТ (ассистивные технологии) Работа с адресными группами пользователей
ПРОБЛЕМЫПРОБЛЕМЫ Внедрение ИКТ (ассистивные технологии) в информационно-библиотечную сферу социально-экономические факторы; не поддерживаются определенные языки (узбекский язык); устаревание ассистивной технологии; нет конкурирующих разработчиков/производителей, как в других областях электросвязи; не ведутся исследования и разработка ассистивных технологий на местном рынке производителей; нет единой системы закупок; отсутствует информация о существующих ассистивных устройствах (например, об оборудовании, программном и аппаратурном обеспечении) для заинтересованных специалистов и самих людей с ограниченными возможностями
РЕШЕНИЯРЕШЕНИЯ обеспечение открытого доступа для научных исследований и разработок на местном рынке производителей; государственные субсидии на разработку и(или) приобретение ассистивных технологий; освобождение от налогов на импорт или другие финансовые схемы; использование правовых обязательств, которые делают ассистивные технологии доступными; принятие принципа универсального дизайна или дизайна для всех с самого начала, вместо разработки ассистивных технологий впоследствии или отдельно; создание отделения (учебного курса, учебного модуля) по разработке ассистивных технологий в Ташкентском университете информационных технологий Внедрение ИКТ (ассистивные технологии) в информационно-библиотечную сферу
не разработаны единые ГОСТы и Стандарты по доступу к информации, по информационно- библиотечному обслуживанию данной категории пользователей обеспечивалось необходимое качество информационно-библиотечного обслуживания; использовались самым широким контингентом информационно-библиотечных специалистов; обеспечивалось взаимодействие между информационно-библиотечными учреждениями) специалисты информационно-библиотечных учреждений столкнулись с проблемами, связанными с обслуживанием адресных групп пользователей, в связи с отсутствием знаний этикета и специфики обслуживания людей с ограниченными возможностями а также неумением обращаться со специальной техникой ПРОБЛЕМЫПРОБЛЕМЫ Работа информационно-библиотечных специалистов с адресными группами пользователей
создание рабочей группы специалистов по разработке и внедрению единых ГОСтов, Стандартов, Правил, инструкций и т.д. по информационно-библиотечному обслуживанию людей с ограниченными возможностями по республике; разработка и внедрение в учебный план постоянно действующего учебного модуля на базе Учебного центра по переподготовке и повышению квалификации информационно-библиотечных специалистов при Национальной библиотеке и информационно- библиотечных центрах Республики; создание учебного курса (учебного модуля) на кафедре «Информационно-библиотечные системы» по вопросам информационно-библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями, а также по обучению пользованию ассистивными технологиями в Ташкентском университете информационных технологий и его филиалах по республике РЕШЕНИЯРЕШЕНИЯ Работа информационно-библиотечных специалистов с адресными группами пользователей
расширена учебная и производственная практика; создан учебный модуль; налаживаются связи с общественными социальными организациями; запланирован мониторинг информационно- библиотечных учреждений по республике; создается коллекция аудиоизданий; планируется докомлектование библиотеки специализированным оборудованием Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!