Информационные технологии (ИТ) Лекция 3
2 План занятия 1.Понятия данных, информации, знаний 2.Определение ИС 3.Обеспечивающие подсистемы ИС 4.Сферы применения ИС 5.История развития ИС
Понятие технологии Определение: технология [нем. Technologie < греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos - наука, учение] – совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле, в производстве чего-либо, а также научное описание таких методов. Примеры: технология гравировки по металлу, технология приготовления пищи. 3
Технология материального производства – процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта Цель – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы. 4
Одним из ресурсов общества является информация => процесс ее переработки также можно воспринимать как технологию. Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология 5
Информационная технология – комплекс методов, подходов, стандартов и инструментальных средств, используемых для создания, поддержки и применения компьютерных систем какого-либо класса в некоторой среде функционирования. Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое справедливо и для технологии переработки информации. 6
Компоненты технологий для производства продуктов материальныхинформационных Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации Производство материального продукта Обработка данных и получение результирующей информации Сбыт производственных продуктов потребления Передача результирующей информации пользователю для принятия на ее основе решений Сопоставление основных компонентов технологий (технологических этапов) 7
Инструментарий ИТ Реализация ТП мат. пр-ва осуществляется с помощью различных тех. средств: оборуд-е, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п. В ИТ роль технических средств производства информации играют: аппаратное, программное и математическое обеспечение. Инструментарий ИТ – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель. Примеры: текстовый процессор, эл. таблицы, СУБД, ИС функционального назначения (фин., бух., для маркетинга и пр.), эксперт. системы,… 8
Соотношение понятий ИТ и ИС ИС являются основной средой для ИТ. ИТ – процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель ИТ – в результате целенаправленных действий по переработке первичных данных получить необходимую для пользователя информацию. 9
ИС – среда, составными элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различные средства связи и т.д. Основная цель ИС – организация хранения и передачи данных. ИС представляет собой человеко- компьютерную систему обработки информации. Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее ИТ. ИТ может существовать и вне сферы ИС. ИТ является более емким понятием. 10
С учётом вышесказанного, можно дать новые, более узкие, определения ИС и ИТ. Информационная технология – совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере. Информационная система – человеко- компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию. 11
Технологический процесс как система ИТ по сути является системой – организованной совокупностью взаимосвязанных действий над информацией для достижения определённой цели. Разработка ИТ всегда начинается с определения цели. Затем проводится структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбирается необходимый программный инструментарий. 12
13
1-й уровень – этапы, где реализуются сравнительно длительные технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней. Пример. Технология создания типового письма нескольким адресатам с помощью мастера слияния в среде текстового процессора Word состоит из следующих этапов: этап 1 – создание основного документа; этап 2 – создание источника данных; этап 3 – слияние (соотнесение) основного документа и источника данных; 14
2-й уровень – операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на 1-м уровне программной среде. Пример. Рассмотрим этап 2 из предыдущего примера. Создание источника данных состоит из следующих операций: операция 2.1 – определение структуры источника данных; операция 2.2 – ввод данных об адресатах; операция 2.3 – сохранение источника данных. 15
3-й уровень – действия – совокупность стандартных для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соотв. операции цели. Каждое действие изменяет содержание экрана. Пример. Рассмотрим операцию 2.1 (определение структуры источника данных): действие – вызов окна настройки списка адресов; действие – удаление ненужных полей; действие – добавление недостающих полей; действие – сортировка полей; действие – завершение редактирования структуры. 16
4-й уровень – элементарные операции по управлению мышью и клавиатурой. Пример. Элементарные операции: ввод команды, нажатие правой кнопки мыши, выбор пункта меню и т.п. Освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование осуществляется в обратном порядке – снизу вверх. Т.е., сначала необходимо хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию). 17
обеспечивать высокую степень структурированности всего процесса обработки информации в виде этапов (фаз), операций, действий; включать весь набор элементов, необход. для достижения поставленной цели; иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции ТП могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами. Требования к ИТ 18
Этапы развития ИТ С точки зрения видов инструментария ручная Инструментарий Основная цель 1-й этап (до 2-й половины XIX в.) – "ручная" ИТ. Инструментарий: перо, чернильница, бумага. Коммуникации – ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме. механическая Инструментарий Основная цель 2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" ИТ. Инструментарий: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами. 19
электрическая Инструментарий Основная цель 3-й этап ( е гг. XX в.) - "электрическая". Инструментарий: большие ЭВМ и соответств. ПО, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель: акцент начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания. электронная Инструментарий Осн. цель 4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная". Инструментарий: большие ЭВМ и создаваемые на их базе АСУ и информационно-поисковые системы (ИПС). Осн. цель: акцент еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. 20
компьютернаяОсновной инструментарий 5-й этап (с середины 80-х гг.) – "компьютерная" ("новая") технология. Основной инструментарий – ПК с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. Происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании СППР для определенных специалистов. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на ПК и используют телекоммуникации. 21
Переход на микропроцессорную базу => существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. 22
Варианты внедрения ИТ в фирме Можно выделить две основные концепции: Первая концепция Первая концепция ориентируется на существующую структуру фирмы: ИТ приспосабливается к орг. структуре, и модернизируются лишь методы работы. Коммуникации развиты слабо, рационализируются только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работниками и специалистами. Степень риска от внедрения новой ИТ минимальна, т.к. затраты незначительны и орг. структура фирмы не меняется. 23
Основной недостаток такой стратегии – необходимость непрерывных изменений формы представления информации, приспособленной к конкретным технологическим методам и техническим средствам. Любое оперативное решение "вязнет" на различных этапах информационной технологии. К достоинствам стратегии можно отнести минимальные степень риска и затраты. 24
Вторая концепция Вторая концепция ориентируется на будущую структуру фирмы: Существующая организационная структура модернизируется (реинжиниринг). Данная стратегия предполагает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организационных взаимосвязей. Продуктивность орг. структуры фирмы возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансир-ть между решаемыми задачами. 25
К основным ее недостаткам следует отнести: существенные затраты на первом этапе, связанном с разработкой общей концепции и обследованием всех подразделений фирмы; наличие психол. напряженности, вызванной предполагаемыми изменениями орг. структуры и, как следствие, изменениями штатного расписания и должностных обязанностей. Основные достоинства данной стратегии: рационализация орг. структуры фирмы; максимальная занятость всех работников; интеграция профессиональных функций за счет использования компьютерных сетей. 26
Контрольные вопросы: 1.Определение информационной технологии 2.Цель информационной технологии 3.Отличия ИТ от технологии материального производства 4.Определение инструментария ИТ 27