Башмачкин – несчастный или посмешище ? Башмачкин – несчастный или посмешище ? Выполнили : Ненашева Марина, ученица 7 В класса МОУ СОШ 22 с углубленным изучением отдельных предметов, Макарова Дарья, ученица 7 В класса МОУ СОШ 22 с углубленным изучением отдельных предметов Руководитель : Забавникова Н. К., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 22 с углубленным изучением отдельных предметов
Проблемные вопросы: Как относится Н. В. Гоголь к своему герою ? Что хотел показать автор в повести « Шинель »?
Цели и задачи проекта : Цели и задачи проекта : Прояснить истинное авторское отношение к Акакию Акакиевичу Рассмотреть, как автор представляет героя читателю
Гипотеза исследования: Если Башмачкин несчастный человек, то автор хотел показать насколько жестоки люди и бесчеловечно общество.
Ход исследования : Ход исследования : Анализ фрагментов повести : « Знакомство с героем », « Крестины », « Зачем вы меня обижаете ?», « Вечер Акакия Акакиевича », « Смерть Акакия Акакиевича » Ознакомление с критической литературой к повести Н. В. Гоголя « Шинель » Сопоставление Акакия Акакиевича с другими персонажами повести
Результаты исследования : Результаты исследования : Судьба не наделила Башмачкина ничем из того, с чем считаются люди, - ни характером, ни способностями, ни значительным социальным положением, ни даже сколько - нибудь выразительной, запоминающейся внешностью. Башмачкин невзрачен. Слово невзрачный из того же семантического гнезда, что и слово зреть, смотреть, рассматривать, видеть. Невзрачный значит невидный, как бы невидимый. Вот почему рассказчик, представляя читателю своего героя, уведомляет, что он « нельзя сказать, чтобы очень замечательный. «… низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат …» Слово несколько как бы стирает всякие « особые приметы ». При описании героя автор использует уменьшительно - ласкательные суффиксы, на основании этого мы можем сделать вывод, что автор сочувствует своему герою.
Результаты исследования : Результаты исследования : При выборе имени новорождённому мать не сумела перехитрить судьбу и была вынуждена с ней смириться, пустить своего сына в мир с « заикающимся » именем Акакий Акакиевич, впрочем, как оказалось впоследствии, вполне соответствующим заикающейся речи героя – типичного горемыки. Вступление героя в мир ознаменовалось гримасой его и плачем, как будто он « предчувствовал », что будет титулярный советник ». Сцена крестин проникнута язвительностью и сарказмом.
Результаты исследования : Результаты исследования : На службе к нему « не оказывалось никакого уважения ». В Башмачки - не почему - то никто из окружающих не видел человека, а видели только « вечного титулярного советника !» « Низенький чиновник с лысинкой на лбу », чем - то напоминающий кроткого ребёнка, произносит знаменательные слова : « Оставьте меня, зачем вы меня обижаете ?...» В этих проникающих словах звенели другие слова : « Я брат твой ». « Знаменательные слова » пронзили только одного молодого человека, который, конечно, услышал в этих словах заповедное слово о любви к ближнему. « Заповедь новую даю вам, да любите друг друга », « Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» Автор напоминает нам о том, что каждый человек достоин толерантного отношения к себе. Сравнение вечеров Акакия Акакиевича с обычным отдыхом департаментских чиновников оказывается отнюдь не в пользу последних. Чиновники проводят своё свободное время каждый в своём углу : театр, ухаживание за дамами, а в основном – карточная игра. Башмачкин же занятия писаря не оставляет и дома, спать ложится, « улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне : что - то Бог пошлёт переписывать завтра ?» И здесь мы видим симпатии автора на стороне Акакия Акакиевича.
Результаты исследования : Результаты исследования : Очень чётко выражено авторское отношение к Башмачкину во фрагменте « Смерть Акакия Акакиевича ». « И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нём его никогда не было ». « исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное …» А в подтексте утверждается : каждое человеческое существо должно быть защищено, кому - то дорого и интересно. Читательское предположение оправдано, потому что далее мы читаем : «… и на другой день уже на его месте сидел новый чиновник, гораздо выше ростом и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее ».
Выводы : Выводы : Таким образом, Гоголь призвал общество взглянуть на « маленького человека » с пониманием и жалостью. В этой среде всё более и более увеличивается жестокость и равнодушие друг к другу. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к « маленькому человеку » и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. В своей повести Гоголь сконцентрировал своё основное внимание на судьбе личности « маленького человека », однако, сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своём отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учётом его личных качеств и достоинств.
Информационные источники : Информационные источники : Н.В. Гоголь «Шинель» Данильцева, З.М. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»/ З.М.Данильцева// Литература в школе с Афанасьев, Э.С. О художественности повести Н.В.Гоголя «Шинель»/ Э.С.Афанасьев// Литература в школе с Чернова, Т.А. Новая шинель Акакия Акакиевича/ Т.А.Чернова// Литература в школе с.24-26