Формы и методы гражданского образования в школе из опыта работы МОУ Заозерной школы 16
Модели гражданского образования Предметная Предметная Институциональная Институциональная Проектная Проектная
Предметная Акцент делается на передачу подрастающему поколению определенных знаний и развитию гражданских умений в ходе изучения отдельных дисциплин, таких как граждановедение, обществознание, обществоведение, правоведение, социология, экономика, культурология и др. Гражданское образование также может осуществляться на уроках истории, литературы, иностранного языка. Учащиеся приобретают не только знания, но и ряд умений, способов деятельности, а также демократические ценностные ориентации. Акцент делается на передачу подрастающему поколению определенных знаний и развитию гражданских умений в ходе изучения отдельных дисциплин, таких как граждановедение, обществознание, обществоведение, правоведение, социология, экономика, культурология и др. Гражданское образование также может осуществляться на уроках истории, литературы, иностранного языка. Учащиеся приобретают не только знания, но и ряд умений, способов деятельности, а также демократические ценностные ориентации.
Институциональная модель. Первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. В данном случае предметы, связанные с гражданским образованием, являются лишь небольшой частью общей системы организации школы, важными элементами которой являются органы школьного самоуправления. Первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. В данном случае предметы, связанные с гражданским образованием, являются лишь небольшой частью общей системы организации школы, важными элементами которой являются органы школьного самоуправления.
Проектная модель Данная модель предполагает разработку и осуществление школьниками социального проекта, направленного на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы. Проектная деятельность учащихся предполагает их активную деятельность по выбору определенной социальной проблемы, ее анализу и разработке вариантов решения. В данном случае подростки приобретают социальные компетенции и учатся принимать ответственные решения по улучшению социальной ситуации в окружающем сообществе. Данная модель предполагает разработку и осуществление школьниками социального проекта, направленного на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы. Проектная деятельность учащихся предполагает их активную деятельность по выбору определенной социальной проблемы, ее анализу и разработке вариантов решения. В данном случае подростки приобретают социальные компетенции и учатся принимать ответственные решения по улучшению социальной ситуации в окружающем сообществе.
Центр гражданского образования «РОСТ» Центр – это деятельность педагогов и обучающихся, направленная на создание условий для усвоения обучающимися правовых, политических, экономических знаний, формирование умений и навыков, приобретение ими позитивного Центр – это деятельность педагогов и обучающихся, направленная на создание условий для усвоения обучающимися правовых, политических, экономических знаний, формирование умений и навыков, приобретение ими позитивногосоциального опыта, а также развитие у них социальныхкомпетентностей.
Работа Центра создаёт дополнительные условия для самореализации школьников. Значим и тот факт, что Центр работает в режиме сетевого взаимодействия. Это расширяет возможность и условия для включения ребёнка в общественную деятельность. Работа Центра создаёт дополнительные условия для самореализации школьников. Значим и тот факт, что Центр работает в режиме сетевого взаимодействия. Это расширяет возможность и условия для включения ребёнка в общественную деятельность.
Программа рассчитана на следующие категории слушателей: Обучающихся 8 – 11 классов Обучающихся 8 – 11 классов Членов детской организации, творческих объединений по интересам Членов детской организации, творческих объединений по интересам Представителей органов ученического самоуправления и представителей активов детских организаций. Представителей органов ученического самоуправления и представителей активов детских организаций.
Основные цели программы Воспитание Человека Культуры, имеющего гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины; Воспитание Человека Культуры, имеющего гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины; Создание благоприятных условий для становления и личностного развития юных россиян в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор; Создание благоприятных условий для становления и личностного развития юных россиян в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор; Повышение культуры гражданско- правовых и деловых отношений; Повышение культуры гражданско- правовых и деловых отношений; Обучение технологии социального проектирования; Обучение технологии социального проектирования; Усиление воспитательного эффекта деятельности ОУ через взаимодействие всех участников воспитательного процесса. Усиление воспитательного эффекта деятельности ОУ через взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
Содержание программы Введение Введение Образовательное право в современном обществе Образовательное право в современном обществе Особенности Юго-Западного Сибирского региона Особенности Юго-Западного Сибирского региона Социальное проектирование Социальное проектирование Самореализация личности. Основы конструктивного общения: коммуникативная культура, деловые отношения Самореализация личности. Основы конструктивного общения: коммуникативная культура, деловые отношения Оформление деловых бумаг Оформление деловых бумаг
Программа рассчитана на 36 учебных часов. Программа рассчитана на 36 учебных часов. Каждое занятие – 2 часа. Каждое занятие – 2 часа. Занятия проводятся каждую 2 и 4 среду месяца как на базе МОУ Заозёрная школа 16, так и на территории организаций-партнёров. Занятия проводятся каждую 2 и 4 среду месяца как на базе МОУ Заозёрная школа 16, так и на территории организаций-партнёров.
Образовательное событие «Научись успеху» Цели занятия: Цели занятия: 1. Сформировать у обучающихся представление о собственных приоритетных 1. Сформировать у обучающихся представление о собственных приоритетных личностных и профессиональных целях. личностных и профессиональных целях. 2. Формирование активной позиции в достижении успеха. 2. Формирование активной позиции в достижении успеха. Задачи: Задачи: Изучить понятие «ценности» и как они формируют цели. Изучить понятие «ценности» и как они формируют цели. Определить образ успешного человека. Определить образ успешного человека. Познакомить обучающихся с «формулой успеха» Б. Трейси. Познакомить обучающихся с «формулой успеха» Б. Трейси. Пробудить интерес обучающихся к формированию собственного успеха.. Пробудить интерес обучающихся к формированию собственного успеха..
Методика проведения Методы и приемы: слово учителя, метод «мозгового штурма», создание проблемной ситуации. Методы и приемы: слово учителя, метод «мозгового штурма», создание проблемной ситуации. Тип занятия : диалог, интерактивные приемы. Тип занятия : диалог, интерактивные приемы. Технология: развивающее обучение. Технология: развивающее обучение. Оборудование: интерактивная доска, портреты успешных людей, высказывания и цитаты по теме. Оборудование: интерактивная доска, портреты успешных людей, высказывания и цитаты по теме. Предполагаемый результат: Предполагаемый результат: - усиление мировоззренческой направленности личности подростков; - усиление мировоззренческой направленности личности подростков; - понимание мотивов поступков людей в ситуации достижения успеха; - понимание мотивов поступков людей в ситуации достижения успеха; - умение вести диалог и работать в группе; - умение вести диалог и работать в группе; - понимание сути решаемой проблемы – успешность человека в современном обществе. - понимание сути решаемой проблемы – успешность человека в современном обществе.
Мероприятие позволяет организовать как взаимодействие в команде так и организовать индивидуальную работу участника. Способствует пониманию мотивов поступков людей в ситуации достижения успеха; формирует умение вести диалог и работать в группе, а также способствует пониманию сути решаемой проблемы – успешность человека в современном обществе Мероприятие позволяет организовать как взаимодействие в команде так и организовать индивидуальную работу участника. Способствует пониманию мотивов поступков людей в ситуации достижения успеха; формирует умение вести диалог и работать в группе, а также способствует пониманию сути решаемой проблемы – успешность человека в современном обществе
Акция «Мир твоих прав» Совет центра «РОСТ» 10 декабря 2008 в Международный день Защиты прав человека провел в школе акцию «Мир твоих прав» Совет центра «РОСТ» 10 декабря 2008 в Международный день Защиты прав человека провел в школе акцию «Мир твоих прав»
Результаты обучения Борисова Алина начала заниматься в ЦГО «РОСТ» с 8 – го класса. Борисова Алина начала заниматься в ЦГО «РОСТ» с 8 – го класса. По окончании первого года участник Молодежного Форума в г. Байкальске По окончании первого года участник Молодежного Форума в г. Байкальске В числе активистов была на встрече с профессором А. Прутченковым октябре 2008 В числе активистов была на встрече с профессором А. Прутченковым октябре 2008 Была избрана членом в ДЮП Была избрана членом в ДЮП В школе избрана председателем Совета старшеклассников В школе избрана председателем Совета старшеклассников Консультант ЦГО «РОСТ» Консультант ЦГО «РОСТ» Участник городского этапа «Молодые лидеры России» Участник городского этапа «Молодые лидеры России»
Результат обучения Вербицкий Александр обучался в ЦГО «РОСТ» с Член совета старшеклассников школы Лауреат конкурса «Если бы я был депутатом» Арбузов Дмитрий обучался в ЦГО «РОСТ» с награжден премией Администрации г. Томска награжден премией Администрации г. Томска
Спасибо за внимание Спасибо за внимание Астраханцева Е.В., зам. директора по ВР Заозерная школа 16 г. Томск Астраханцева Е.В., зам. директора по ВР Заозерная школа 16 г. Томск