ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Культурология в России От идеалогии западно- ервопейского Просвещения до дискуссии «Западная Европа – Россия»
Начало дискуссии «Западная Европа- Россия» Тема культуры в русской общественной мысли, ее философское и историческое освещение впервые представлены в знаменитых «Философических письмах» Петра Яковлевича Чаадаева ( ). Чаадаев определял культуру, прежде всего, как духовное образование общественно-исторической жизни.
«Славянофильство» (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, и др.) Его глубоко печалила далекая от идеалов христианства реальность культурно-исторической жизни в Западной Европе, и в России. Критическое отношение к западноевропейской цивилизации, убеждение в принципиальном своеобразии (в сравнении с ней) русской истории и культуры, общая православно-христианская культурологическая ориентация объединяли обоих мыслителей и придавали цельность славянофильскому учению. А. С. Хомяков ( ) И. В. Киреевский ( )
«Западничество» (А. Грановский, А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский, и др.) Герцен обращает пристальное внимание на самую «разрывную» в русской культуре петровскую эпоху (ставшую камнем преткновения для либералов-западников и объектом резкого, критического неприятия для славянофилов). А. И. Герцен ( ) В.Г. Белинский ( )
Значение труда Н.Я. Данилевского в мировой культурологии В 1871 г. вышла знаменитая работа Николая Яковлевича Данилевского ( ) «Россия и Европа». Изложенная в ней культурологическая теория считается родоначальницей теорий «замкнутых культур» и «локальных цивилизаций», ставших наиболее заметным явлением в интеллектуальной жизни Западной Европы в XX в.
Проблемы культуры в трудах русских философов к. 19 – н. 20 вв. Смысл человеческой истории, считал мыслитель, заключается в выходе эмпирического человечества (греховного по своей природе) к Богу. Русская культура уже оставила за собой пять самостоятельных периодов-образов Н. А. Бердяев ( ) В. С. Соловьев ( )
Влияние на культурологию творческого наследия М.М. Бахтина М. М. Бахтин обращается к исследованию культуры как особого субъекта творчества (не индивидуального, а социального измерения), выражающего себя как синхронное многоголосие в соответствующем типе строения архитектонике.
Влияние на культурологию творческого наследия Ю. М. Лотмана «Изучение любой знаковой системы поставит в полный рост вопрос о том, что именно обозначается, о содержании отдельного знака и структуре содержания знаковой системы в целом... Поворот в сторону изучения семантики, структуры содержания именно на современном этапе делается характерным для семантических штудий».