Пишем эссе по обществознанию. Выполнили: Булыгина О.С. учитель высшей категории МОУ Осиновской СОШ, Бочкарева О.Ф, Игнатович С.Г родители, Бочкарев С., Тимерканов С., Игнатович Ю. ученики11 класса Осиновка 2008
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.
Что такое эссе? Толковый словарь иноязычных слов: эссе очерк, трактующий какие-либо проблемы не в систематическом научном стиле, а в свободной форме
Что такое эссе? Большой энциклопедический словарь: эссе жанр философской, литературно- критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением
Что такое эссе? Краткая литературная энциклопедия: эссе прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с нею связанные
Для эссе характерны: ярко выраженная авторская позиция; искренность, эмоциональность; соблюдение внутреннего смыслового единства, согласованности утверждений, терминов и понятий по проблеме; жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию; эссе определяют как записки, наброски, раздумья; оно обычно имеет небольшой объем.
Успешно написать эссе можно, если вы: способны применять обществоведческие знания в новой ситуации; имеете собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеете убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать; умеете формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания.
Структура эссе Вступление: определяется проблема и ваше отношение к ней; Тезис: ваши мысли по проблеме; Аргумент: доказательства мысли. Они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных для вас людей. Заключение: выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий
Этапы работы над эссе: написание эссе в черновом варианте; анализ содержания текста; проверка стиля, логичности и последовательности изложенного; внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.
Темы эссе по обществознанию Имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя или в виде изречения народной мудрости. Темы по философии, социальной психологии, экономике, социологии, политологии, правоведения.
Полезные советы Используй схему построения предложений: "Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как..."; "Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что …". По моему мнению.., я разделяю позицию автора…; В заключении можно сделать вывод, что…
Полезные советы: выделяй абзацы; соблюдай красную строку; используй краткие, простые, разнообразные по интонации предложения.
Полезные советы Владей набором определений по каждой теме. Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.
Полезные советы Используй черновик при написании эссе. Между предложениями полезно оставлять пустые строчки, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста.
Полезные советы Обязательно выпиши высказывание, по которому будешь писать эссе.
Критерии оценивания эссе 4 балла на ЕГЭ, если есть: представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями или на бытовом уровне, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт.
Критерии оценивания 3 балла на ЕГЭ: представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа; проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт. аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт.
Критерии оценивания 2 балла на ЕГЭ представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт.
Критерии оценивания 1 балл на ЕГЭ Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 0 баллов Проблема не раскрыта.
Учимся определять проблему Социальная психология. "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю)
Проблема Становления и развития личности: самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, особенности формирования "я- концепции» и восприятия человеком своего бытия.
Учимся определять проблему Социология. «Не хлебом единым жив человек» (Евангелие от...)
Проблема соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними.
Учимся определять проблему ЭКОНОМИКА «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер)
Проблема рационального использования ограниченных ресурсов при помощи новых, эффективных методов хозяйствования и разумного потребления.
Учимся определять проблему Политология «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн)
Проблема осуществления народовластия через избирательную систему и влияния его на организацию общественной жизни.
Учимся определять проблему Правоведение. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер)
Проблема правовой помощи, правового решения спорных, конфликтных, затруднительных жизненных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.
Учимся определять проблему Философия. « Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий » (Т. Ойзерман)
Проблема осознанного, ответственного использования человеком продуктов и результатов своей мыслительной деятельности.
Мозговой штурм Задание: Определите круг терминов и понятий к высказыванию и проблеме по философии. « Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" « Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т.И. Ойзерман) Проблема осознанного, ответственного использования человеком продуктов и результатов своей мыслительной деятельности.
Мозговой штурм Присуще человеку
Мозговой штурм Присуще человеку Мышление Сознание Отклоняющееся поведение Творец и изобретатель Целенаправленная деятельность (во благо и во вред) Моральное поведение Самооценка самоконтроль
Мозговой штурм Присуще животным )
Мозговой штурм Присуще животным Инстинкты Обусловленное поведение (предсказуемое) Приспособление к природным условиям
Говорят мудрые «Мыслящий и работающий человек есть мера всего» (В.И. Вернадский - русский ученый, мыслитель); «Человек может быть определен как животное стыдящееся» (В.С. Соловьев – русский философ)
Текст эссе «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман) В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности. Эта проблема по моему мнению в современном мире актуальна. Ведь согласно антропосоциогенеза, человек как биопсихосоциальное существо имеет самую высокоорганизованную сущность, обладает развитым мышлением и сознанием. Он в силах создавать искусственную среду, использовать для создания чего-то нового силы природы. Например, известный ученый Д. Сахаров был одним из разработчиков атомного оружия, водородной бомбы. Теория расщепления ядра может принести благо, а может нанести непоправимый вред природе, обществу, человеку. Об этом затем и говорил Д.Сахаров в своих выступлениях. И действительно, человек может достигать цели выбирая средства и методы деятельности. И он может выбрать аморальный, приносящий зло метод. Ярким примером этого может служить отклоняющееся поведение, а именно правонарушения. Например, нож может служить и орудием убийства или обезболивающий морфин может служить наркотиком. А вот поведение животных всегда предсказуемо, т.к. оно отражает заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил животных и знает, что от них ожидать. Таким образом благодаря мышлению человек изобрел множество предметов, вещей, теорий, учений. Он может использовать все это во благо себе, обществу, природе., а может во вред. Все зависит от морально-нравственного состояния человека, какими ценностно-нравственными ориентирами он пользуется. Слова российского философа и историка Соловьева «Человек может быть определен как животное стыдящееся» подтверждают идею о том, что человек выбирает, как поступать и отвечает за свои поступки, в основе которых должны лежать нормы морали, но не всегда так бывает.
Домашнее задание Написать эссе (вместе с родителями) Политология «В нынешние времена – все политика» (С.Къеркегор) Экономика «Труд есть отец богатства, а земля его мать» (У. Пети) Социальная психология «Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать» (Вольтер) Философия «Те сомнения, которые не разрешит теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах) Правоведение «Горе земле, в которой подчиненные, начальники и суды, а не законы, управляют гражданами и делами» (М. Кутузов) Социология «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк)