"Писательство не в голове, а в кончиках пальцев" Задание С 9 это единственное в структуре экзаменационной работы по обществознанию задание, являющееся альтернативным. Ученик самостоятельно выбирает из шести предложенных тем наиболее привлекательную для себя и раскрывает ее в рамках одной из базовых общественных наук. Из инструкции. «... В ходе проверки данного задания эксперту требуется: 1. Выяснить, адекватно ли понимание выпускником смысла высказывания. 2.Проверить, соответствует ли текст эссе выявленному смыслу высказывания. 3. Установить, соответствует ли раскрытие смысла высказывания заданному содержательному контексту (контексту базовой науки), для раскрытия смысла высказывания и аргументации могут привлекаться теоретические положения других содержательных составляющих курса. 4. Выявить наличие/отсутствие в тексте эссе собственной позиции выпускника по анализируемой проблеме. 5. Проанализировать разносторонность и убедительность аргументации выпускником собственной позиции, полноту и адекватность использования понятийного аппарата. Выводов соответствующей базовой науки. 6. Выявить наличие/отсутствие фактического материала, конкретизирующего рассуждения выпускника. 7. Выявить и учесть при оценивании отсутствие обществоведческих (сущностных и терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок»
п/пКритерии оценивания ответа на задание С 9Баллы К 1Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт.2 Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании. 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. 0 К 2Представление и пояснение собственной позиции Представлена собственная позиция с аргументацией1 Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена. 0 К 3Уровень приводимых суждений и аргументов Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. 2 Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала. ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений. 1 Суждения и аргументы не приведены.0 Максимальный балл5 Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К 1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К 2, К 3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов…».
Эссе Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, диктующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с ней связанные ЭССЕ по обществознанию представляет собой творческое мини – сочинение по конкретной проблеме, имеющее отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Ожидаемый объем мини – сочинения – до 2 страниц текста Признаки эссе: 1. Наличие конкретной темы или вопроса. 2.Небольшой объем. 3. Свободная композиция. 4. Непринужденность повествования. 5. Парадоксальность. 6. Внутреннее смысловое единство. 7. Открытость. Требования, предъявляемые к эссе: Эссе должно восприниматься, как единое целое, идея должна быть ясной и понятной. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия Вашей композиции, идеи. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль. Эссе должно показать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи. Эссе должно содержать убедительную аргументацию позиции, заявленной по проблеме.
Требования к качеству написания ЭССЕ. Критерии: адекватное понимание автором эссе смысла высказывания; соответствие текста эссе выявленному смыслу высказывания; раскрытие смысла высказывания в заданном содержательном контексте (очевидно, что для раскрытия смысла высказывания и аргументации могут привлекаться теоретические положения других содержательных составляющих курса, но контекста необходимо придерживаться); присутствие личной позиции учащегося, его отношения к мнению автора высказывания и поднятой им проблеме; опора учащегося при раскрытии смысла высказывания и аргументации собственной позиции на обществоведческие знания (использование терминов и понятий, теоретических положений общественных наук); использование при раскрытии проблемы осмысленных учащимся фактов общественной жизни (или моделей социальных ситуаций) и личного социального опыта; логичность рассуждений; отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок; соответствие эссе нормам русского языка.
При написании ЭССЕ следует избегать: Непонимания сути заявленной позиции. Отсутствие структурированности в изложении. Неумение придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы). Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств). Слишком обширной описательской части, не подкрепленной аналитическим материалом. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение. Изложение других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции. Повторов без необходимости. Что может усилить и украсить эссе? 1. Краткая информация об авторе высказываний. (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.) 2. Имена его предшественников, последователей или научных противников. 3. Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.
Вариант Внимательно познакомиться со всеми предложенными темами. 2. Обратить внимание к какой базовой науке относится каждая тема. 3. Определить смысл предложенных высказываний (ответить на вопрос «Что, по моему мнению, хотел сказать автор?») Скажите то же самое, но своими словами. 4. Выбрать то высказывание (тему), которое будет отвечать нескольким требованиям: - интересно вам, вы понимаете смысл этого высказывания, по данной теме вам есть, что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.) 5. Осмыслить, какую проблему из данного раздела общества иллюстрирует высказывание 6. Сформулировать свое отношение к высказыванию. 7. Определить обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Выписать на черновике и компоновать их друг с другом. 8. Набросать аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. 9. Для каждого аргумента отобрать факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают собственную позицию, и ответить на вопрос «Убедительны ли они?». 10. Распределить подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности – это ваш условный план. 11. Изложить свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили. 12. Сформулировать общий вывод работы и, если необходимо, отредактировать ее.
суждениеаргументыпримеры Вариант 2 «Пошаговая» методика написания эссе. Шаг 1. Предлагаем ученику сформулировать несколько аргументов для доказательности истинности или ложности какого-либо конкретного несложного умозаключения. Шаг 2. Предлагаем учащемуся проиллюстрировать приведенные аргументы примерами. Для наглядности, предлагаем выполнить все эти задания в табличном варианте Шаг 3. Предлагаем ученику сформулировать суждение-умозаключение, которым в этой ситуации является вывод. Этот вывод не должен совпадать с суждением, данным для обоснования. Учащийся сводит воедино в какой-то фразе (фразах) основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность и неверность суждения, являвшегося темой эссе. Шаг 4. Предлагаем ученику написать связный текст, в котором должны быть объединены все названные элементы.
Рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе Рекомендация 1. А) Тема выбрана. Важно выделить основную идею автора высказывания и определить раздел или тему обществоведческого курса, в рамках которых ее следует рассматривать. Б) Работу необходимо начинать с черновика. В) Следующая задача – привести написанное в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент. Г) Уделить особое внимание вступлению и заключению Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). Д) Излагать мысли в форме кратких тезисов, подкрепленных аргументами (факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.). Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: 1 – неубедительно, 3 – «перегружено». Е) Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, их логической связи: так достигается целостность работы. Ж) Обратить внимание на стиль изложения. Должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения. Стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Рекомендация 2. Использование метода дебатов при обучении написанию ЭССЕ Критерии оценивания эссеПОПС - технология 1.Раскрытие смысла высказывания. 2. Представление и аргументация собственной позиции с опорой на теоретические положения и понятия курса, факты истории и современной жизни общества, собственный опыт. 3. Уровень приводимых суждений и аргументов: теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни) П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) Я считаю, что… …потому, что… …например, … …поэтому …. Критерии оценивания эссе по обществознанию во многом совпадают с требованиями к дебатерам: формулирование своей позиции, доказательства, примеры, вывод. Опыт работы на уроках обществознания и права показал, что применение в обучении технологии ПОПС – формулы (российский вариант юридической технологии профессора права доктора Маккойда – Мэйсона из ЮАР) эффективно.