(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Чувашский республиканский институт образования Академия электротехнических наук Чувашской Республики Инновационная экономика и технологическое развитие Курс лекций Образование в инновационной экономике Концепция непрерывного инновационно- технологического образования в ЧР АЭН ЧР
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Авторы Ахметзянов Изяслав Дмитриевич – к.т.н., доцент ЧФ ВВАГС, доцент ЧРИО, вице-президент АЭН ЧР Миронов Юрий Михайлович – д.т.н., профессор, зав. кафедрой ЧГУ, президент АЭН ЧР
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Послание президента Д.Медведева Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям Благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры Для достижения этих целей начинать надо с самого начала – с воспитания новой личности уже в школе Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире Инновационная экономика может сформироваться только в определённом социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Послание президента Н.Федорова "Чувашия из будущего и для будущего" Нам необходимо решить две основные задачи: первая – модернизация существующих базовых отраслей, повышение их восприимчивости к инновациям; вторая – создание на всей территории республики высокотехнологичных секторов, определяющих перспективы развития в будущем Первый приоритет – Нанотехнологии Второй приоритет. Я недавно объявил о том, что Чувашская Республика реально может стать первым биорегионом России. По сути, в 2010 году будет дан старт «зеленой революции» в Чувашии Третий приоритет – развитие и использование конвергентных информационно-коммуникационных технологий Четвертое направление – развитие иных, кроме солнечного, альтернативных источников энергии Подход к новой экономике требует дальнейшего развития и повышения уровня образования, культуры и здравоохранения. Инвестиции в человека – не что иное, как прямые инвестиции в экономику.
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Послание президента Н.Федорова "Чувашия из будущего и для будущего" В свете сказанного хотел бы обратить ваше внимание на то, что все амбициозные цели и задачи, о которых сегодня идёт речь, могут быть достигнуты и иметь значение только при соблюдении двух обязательных условий Первое – это качественное изменение состояния нашего высшего образования Мы совершили настоящую революцию в школе, много интересного сделано в начальном и среднем специальном профессиональном образовании Проблемы высшей школы не могут быть решены путём административного давления и гнёта Поэтому обращаюсь к ректорам, деканам, профессорам, доцентам, преподавателям: поймите, прочувствуйте свою совершенно уникальную роль в движении нашей республики в будущее Сегодня становится императивом исключительно мировой класс высшего образования Второе обязательное условие – это здоровые люди, здоровые физически, интеллектуально и морально, духовно
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Экономика знаний Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики Сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию "экономика знаний"
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Актуальность проблемы Основным требованием к образованию в ИЭ является его непрерывность: вопрос не том, что ты знаешь, а как быстро ты умеешь узнавать новое Задача организации непрерывного образования в целом ни в РФ, ни в ЧР не решена Что касается обучения основам инновационной экономики и технологического развития (ИЭ и ТР), то здесь ситуация просто катастрофическая Практически полностью отсутствуют знания их основ, причем на всех уровнях, включая топ- менеджеров и чиновников, в том числе и самого высокого ранга, и преподавателей школ, колледжей и ВУЗов
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Элита в инкубаторе « В Давосе вице-премьер министр финансов Алексей Кудрин неожиданно для всех начал говорить не о финансах, а о модернизации России. «Пока мы не создадим новые изобретения, не займем свое место в некоторых нишах новых продуктов в разных отраслях, нам нужно завозить новейшие технологии, отказываться от старых». По его мнению, это самый быстрый путь к модернизации российской экономики. Оказалось, что накануне А.Кудрин в составе представительной российской делегации участвовал в семинаре по инновациям в США. Его специально для россиян организовал января Массачусетский технологический институт (MIT). А на студенческую скамью сели первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьер Сергей Собянин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, помощник президента Аркадий Дворкович, президент Сбербанка Герман Греф, глава «Роснано» Анатолий Чубайс, ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау и гендиректор Российской венчурной компании Игорь Агамирзян » Ведомости, , 15 (2533)
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М О семинаре А.Дворкович: «Хотелось понять, почему у них получается, а у большинства других стран и в России тоже нет» А.Кудрин: «Мы посещали лаборатории, бизнес-центры, инкубаторы.Смотрели, как в очень скромных условиях вырастают прорывы в науке, исследованиях и инновациях» Ведомости, , 15 (2533) Актуальность инновационно- технологического образования велика даже для высших чиновников!
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Возможности для организации инновационно- технологического образования (ИТО) в ЧР В настоящее время в республике существует основа для создания системы непрерывного образования в области ИЭ и ТР Интенсивно развивается школьное и среднее специальное образование, в вузах идет подготовка специалистов по широкому кругу специальностей Республика обладает солидным педагогическим, экономическим, юридическим и инженерным потенциалом
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Возможности для организации ИТО в ЧР Чувашский госуниверситет является научно-образовательным центром, сочетающим высокий уровень научных исследований (в том числе и в области высоких технологий) и широкий спектр подготовки специалистов На высоком уровне организована Минобразованием ЧР и Чувашским республиканским институтом образования (ЧРИО) система повышения квалификации учителей Можно также отметить систему повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, реализуемую Чувашским филиалом Волго-Вятской академии госслужбы (ЧФ ВВАГС) А также систему обучения новым специальностям, причем высокотехнологичным, реализуемую Чебоксарским электромеханическим колледжем (ЧЭМК), который уже несколько лет включает в себя помимо собственно колледжа также и профессиональный лицей Система школьного образования является одной из самых передовых в стране.
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Предлагаемая концепция инновационно-технологического образования в ЧР Образование должно быть непрерывным Общедоступным Ориентированным не только на конкретные знания, но и на технологию получения знаний
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Концепция ИТО в ЧР и ее апробация Основа концепции - непрерывность образования и глубокое сочетание обучения и научных исследований В качестве реализации такого подхода в Чувашском госуниверситете создан Научно-образовательный и инновационный комплекс высоких технологий и наноматериалов На базе договоров о сотрудничестве АЭН ЧР с ЧРИО, ЧФ ВВАГС, гимназией 5 и ЧЭМК для учащихся и слушателей разных специальностей и разного уровня подготовки вице-президентом АЭН ЧР доц. И. Ахметзяновым начато чтение цикла лекций по курсам «Основы инновационной экономики и технологического развития», «Основы интеллектуального бизнеса», «Основы нанотехнологий» Каждая лекция включает в себя порядка 30 слайдов и, как правило, видеоролик длительностью несколько минут. Т.о., эти лекции могут быть легко использованы в e-Learning Большая часть приводимых в лекциях образцов документов, необходимых для организации интеллектуального бизнеса – бизнес-планов, форм представления информации о технологиях и др., является разработками и стандартами Евросоюза и Европейской ассоциации трансферта технологий Возможности e-Learning были успешно продемонстрированы Минобразованием в день официального открытия Года учителя в ЧР E-Learning
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Предлагаемая структура системы непрерывного ИТО в ЧР Координационный Совет по инновационно- технологическому образованию при президенте ЧР Институт инновационно-технологического образования (ИИТО) Научно-методический совет по ИТО с секциями по отделениям ИИТО Советы по ИТО при главах администраций
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Институт инновационно- технологического образования Базовые ОУ и НО: ЧГУ ЧРИО АЭН ЧР ОУ- стратегические партнеры: ЧФ ВВАГС ЧЭМК Гимназия 5
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Институт инновационно- технологического образования
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Институт инновационно- технологического образования Институт инновационно-технологического образования (ИИТО) может стать первым подобным образовательным учреждением в РФ Чувашия в очередной раз подтвердит, что действительно является настоящим регионом знаний При условии использования кадрового потенциала и информатизационной базы организаций-партнеров и широкого применения e-Learning ИИТО может быть создан в основном на общественных началах с минимальным финансированием Апробация показала высокую эффективность проводимого обучения основам ИЭ и ТР
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М Спасибо за внимание И. Ахметзянов Ю.Миронов
(С) Ахметзянов И.Д., Миронов Ю.М E-Learning (electronic или efficient, effective learning) - электронное или эффективное обучение) означает совокупность образовательных методов, основанных на использовании компьютерных устройств и коммуникационных технологий для эффективной доставки знаний (и развития человеческих ресурсов) Сегодня электронное обучение в России начинает превращаться из дорогой и непонятной игрушки в эффективный инструмент развития персонала, повторяя путь, пройденный этой индустрией в США и Европе Концепция ИИТО Рост рынка e-learning в РФ, (прогноз) E-learning