Особенности развития греческой цивилизации. Феномен «греческого чуда».
Афинский акрополь Создание греческой цивилизации относится к эпохе культурного переворотаVII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государствапервая в истории демократии.
Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения «греческого феномена». Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь отец истории Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.
Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину греческого чуда в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге Греческая цивилизация утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве.
Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально- политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют мышлением по способу греков.
Красная колоннада Кносского дворца Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворецсредоточие сложной экономической военной и религиозной жизни. Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления (в основном продукцию ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу.
Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд разного рода правительственных учреждений, собраний и т. п. Это здание городского советабулевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей.
Иллюстрация к изданию «Одиссеи» 1935 года. Художник П.А. Шиллинговский. Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности Илиады и Одиссеи Гомера, ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда аристократическая община уступает свои позиции демократии.
Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературыв лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических формАлкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города театр. Величайшие драматурги трагедии Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусстваораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту.
В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и метеллургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо).
К четвертому веку до н. э. в общих чертах в Греции сложилась система образованияобщее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки древнегреческий и латынь в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино современную цивилизацию с ее живительными источниками историческим опытом и достижениями прошлого.
Фреска Афинская школа, Рафаэль Санти Гимназия (палестра) в Олимпии
Список использованной литературы Энциклопедический словарь юного историка М.,Педагогика-пресс, 1993 Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима М., Высшая школа, 1990 Лев Любимов Искусство Древнего Мира М.,Просвещение, 1971 Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону, Феникс, 1994 Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, Феникс, 1997