Особенности развития греческой цивилизации. Феномен «греческого чуда».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура Древней Греции. Цели проекта: Сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции; Познакомиться с различными видами древнегреческого.
Advertisements

Тема Культура Древней Греции.. Античный (от лат. Antigus) обозначает "древний". Античным миром традиционно называют общества древних Греции и Рима с ІХ.
Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Достаточно вспомнить великолепные образцы греческого.
Презентация к уроку МХК (10 класс) по теме: Презентация по курсу МХК "Античность"
Античная литература Презентация Рубиновой Раисы, ученицы 8«В» класса.
Искусство древней Греции Общая характеристика культуры и искусства древней Греции.
Древняя Греция. Древняя Греция. Культура. Культура.
СРС Тема: История латинского языка Выполнил: Культуманов А. Курс: 1 Факультет: ОМ Группа: 119 Проверила: Нургазина М. С. Министерство науки и образования.
Наследие Древней Греции в культуре. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: 1) Наследие Древней Греции в культуре проявляется в: Науке Науке.
МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Древний Египет- одно из первых государств в истории человечества, возникшее на Африканском континенте.
6 класс Античность- цивилизация Древней Греции и Древнего Рима Период античности - VIII в. до н. э. – V вв. н. э.
Автор: Барышникова Дарья 8 класс АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВЛИЯНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ НА РИМСКУЮ. КАК ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЗМЕНИЛО ВЗГЛЯДЫ ЛЮДЕЙ НА МИР?
Древняя Греция: от полиса к эллинистическому миру.
В Афинском театре. Театр впервые получил правильное устройство, как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, у древних греков.
Восточные цивилизации Назовите эти цивилизации Назовите эти цивилизации Как вы считаете, это одна цивилизация или несколько разных? Как вы считаете, это.
Художественная культура античного мира. Античная цивилизация.
Эпоха возрождения. Эпоха Возрождения Это особый период в европейской истории, когда средневековье уже исчезала и ему на смену шло Новое время. Это период.
История музыки Выполнила Варук Виктория 8 «В» класс.
Семёнов Владимир Александрович Что мы знаем об истории? Изучение истории.
История музыки Выполнил: Александр Неволин 8 «Б» класс.
Транксрипт:

Особенности развития греческой цивилизации. Феномен «греческого чуда».

Афинский акрополь Создание греческой цивилизации относится к эпохе культурного переворотаVII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государствапервая в истории демократии.

Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения «греческого феномена». Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь отец истории Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.

Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину греческого чуда в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге Греческая цивилизация утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве.

Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально- политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют мышлением по способу греков.

Красная колоннада Кносского дворца Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворецсредоточие сложной экономической военной и религиозной жизни. Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления (в основном продукцию ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу.

Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.

Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд разного рода правительственных учреждений, собраний и т. п. Это здание городского советабулевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей.

Иллюстрация к изданию «Одиссеи» 1935 года. Художник П.А. Шиллинговский. Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности Илиады и Одиссеи Гомера, ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда аристократическая община уступает свои позиции демократии.

Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературыв лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических формАлкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города театр. Величайшие драматурги трагедии Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусстваораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту.

В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и метеллургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо).

К четвертому веку до н. э. в общих чертах в Греции сложилась система образованияобщее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки древнегреческий и латынь в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино современную цивилизацию с ее живительными источниками историческим опытом и достижениями прошлого.

Фреска Афинская школа, Рафаэль Санти Гимназия (палестра) в Олимпии

Список использованной литературы Энциклопедический словарь юного историка М.,Педагогика-пресс, 1993 Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима М., Высшая школа, 1990 Лев Любимов Искусство Древнего Мира М.,Просвещение, 1971 Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону, Феникс, 1994 Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, Феникс, 1997