Электронное правительство: опыт Евросоюза Сергей Медведев, профессор ГУ-ВШЭ эксперт РЕЦЭП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронное правительство: опыт Евросоюза Сергей Медведев, профессор ГУ-ВШЭ эксперт РЕЦЭП.
Advertisements

Болонский процесс: интересы России Сергей Медведев, профессор ГУ-ВШЭ эксперт РЕЦЭП.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы Комитет по культуре и образованию. г.Инсбрук, Австрия, 3-5 октября 2007 г. Председатель Думы г. Тольятти.
Болонский процесс: интересы России Сергей Медведев, эксперт РЕЦЭП профессор ГУ-ВШЭ.
Россия Самарская Лука Самарская область Тольятти.
Гриднев Виктор Вячеславович ( ) – Эксперт проекта «Институциональная.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Концепция создания Национальной информационно–коммуникационной инфраструктуры Украины Концепция создания Национальной информационно–коммуникационной инфраструктуры.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Выполнил студент гр. ГМУмз Родин А.В. Программно - целевое управление в ИКТ.
Концепция развития информационного общества в Тульской области (Основные тезисы)
Электронное правительство, менеджмент знания и современные административные реформы Презентация доклада проф. Л.В.Сморгунова (СПбГУ) на российско-германской.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Мастер - класс Информационное общество в России – миф или реальность?
Общая архитектура системы электронного правительства.
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 2 электронное государственное управление - это новая интерактивная форма взаимоотношений субъектов в области государственного.
Государственная программа «Информационное общество ( годы)» 1.
Формирование информационно- технологической инфраструктуры «электронного государства» Росинформтехнологии Росинформтехнологии (Новосибирск, «ИнфоКоммуникации.
Россия, , г. Самара, ул. Ново-Садовая, 14а ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫ ОБРАЗОВАНИЕМ С.
Транксрипт:

Электронное правительство: опыт Евросоюза Сергей Медведев, профессор ГУ-ВШЭ эксперт РЕЦЭП

1.Определение электронного правительства и методология исследования

Что такое электронное правительство? Электронное правительство = применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) органами государственной власти, гражданами и хозяйствующими субъектами в интерактивном процессе государственного управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Что такое электронное правительство? Внутренняя коммуникация: G2G Внешняя коммуникация: G2C, G2B Приватизация и аутсорсинг: B2C Открытость и респонсивность правительства, участие граждан в управлении: C2G, B2G G = правительство B = бизнес C = граждане ИКТ B G C

Что такое электронное правительство? Органы власти используют ИКТ в ходе реализации государственных функций и оказания государственных услуг Информационная открытость и подконтрольность органов власти, участие граждан в управлении посредством ИКТ Эл. администрацияЭл. демократия Электронное правительство

Что такое электронное правительство? Органы власти используют ИКТ в ходе реализации государственных функций и оказания государственных услуг Эл. администрация Информационная открытость и подконтрольность органов власти, участие граждан в управлении посредством ИКТ Эл. демократия Электронное правительство

Принципы организации ЭП 1. Формирование власти, основанной на знании превращение данных в информацию знание коммуникативно и интерактивно 2. Ориентация на потребителя интеграция потребителя в процесс принятия решений 3. Распределенная власть и сетевая архитектура ЭП (де-иерархизация) 4. Организационная гибкость и адаптивность ЭП

3 стадии создания ЭП Предоставление органами гос. власти достоверной, легитимной и актуальной информации Публикация Создание много- функциональной сетевой инфра- структуры по взаимодействию с получателями гос. услуг Интеракция Принятие решений на основе двусторонней коммуникации, участие граждан в управлении Транзакция Эл. администрация Эл. демократия

ЭП как (пост-) модернизация власти Адаптация власти к условиям информационной эпохи, «экономики знаний» и «сетевого общества» (Мануэль Кастельс) информация – основной продукт и ресурс Адаптация власти к глобализации / маркетизации государство выходит на рынок как один из игроков конкуренция и партнерство с другими акторами (бизнес, НПО, индивиды, транснациональные сети)

ЭП как (пост-) модернизация власти Новые требования к государству расширение и диверсификация клиентов государства необходимость повышения качества гос. услуг Модернизация бюрократического аппарата, сформированного в индустриальную эпоху эффективность, конкурентоспособность, отдача от инвестиций ИКТ как глобальный «эквалайзер» для отсталых стран и правительств ЭП как инфраструктура административной реформы

2. Электронное правительство в ЕС: тенденции и проблемы

Особенности ситуации в Европе Доминирование европейской континентальной модели государства этатизм и централизация особая роль государства в производстве общественных благ, welfare state неокорпоратизм и социальное партнерство Кризис европейской континентальной модели кризис welfare state под влиянием глобализации и старения населения деволюция и конфедерализация

Особенности ситуации в Европе Последствия интеграции и расширения ЕС рост сложности системы общественного управления, появление трансграничных форм управления мультикультурализм и мозаичность рост внутренней и внешней мобильности населения увеличение разницы в доходах Вызовы постмодерна новые модели социальной коммуникации новые стили жизни (24/7, постматериальные ценности, «цивилизация досуга», экологическое сознание) Новые угрозы безопасности: терроризм, киберпреступность и пр.

Инициативы Евросоюза Март 2000: Лиссабонская Стратегия инновация как двигатель экономического развития создание «экономики знаний» социальное и экологические обновление Июнь 2002: План действий eEurope 2005 модернизация сектора общественных услуг и развитие электронной торговли путем распространения широкополосного доступа в Интернет по низким ценам и создания информационной инфраструктуры

Стратегия ЕC i2010 (июнь 2005) Создание единого рынка ЕС в сфере информационного общества и медийных услуг Увеличение инвестиций в ИКТ на 80% ИКТ-инвестиции в ЕС лишь 80 в год на душу населения, тогда как в Японии 350, а в США 400 Построение инклюзивного информационного общества 2006: План действий в области ЭП для предоставления услуг, ориентированных на гражданина 3 пилотных инициативы: старение населения, «умный автомобиль», многоязычные цифровые библиотеки (2007) 2008: Европейская инициатива по e-Inclusion преодоление географического и социального «цифрового разрыва»

ЭП в Евросоюзе: основные тенденции Деволюция в области принятия решений ключевые игроки ЭП – регионы появление трансграничных сервисов Сетевая архитектура ЭП растущая роль посредников (банки, почтовые отделения) приватизация и аутсорсинг Обслуживание в «одно окно» (фронт-офис = Интернет- портал, колл-центр + удаленные бэк-офисы) производство и предоставление услуги в разных местах

Новые технологические решения Стандартизация и взаимодействие различных гос. структур в рамках ЭП унификация платформ, форматов, сервисов применение «открытого кода» и «открытых платформ» Появление продвинутых сервисов пользователи сами конфигурируют интерфейс Новые блоки ЭП электронная подпись электронный платеж электронная регистрация электронное голосование

ЭП в Евросоюзе: политические проблемы Консерватизм политического класса: боязнь перемен и технологических инноваций Бюрократия как наследие индустриальной эпохи: боязнь транспарентности и потери адм. ресурса ЭП как угроза представительной демократии: отпадает необходимость в политиках-посредниках Краткосрочность политического планирования VS. долгосрочность структурной трансформации Бюджетные ограничения: ЭП требует больших стартовых инвестиций в инфраструктуру и персонал

ЭП в Евросоюзе: социальные проблемы Географический и социальный «цифровой разрыв» Транзакции G2B вдвое превышают G2C необходимость минимизации транзакционных издержек ЭП, особенно для малого и среднего бизнеса Ускоренная информатизация ведет к «когнитивной перегрузке» Анонимность и компьютеризация услуг ведут к кризису доверия в общественном секторе Для электронного правительства нужен электронный гражданин: проблема обучения и разъяснения

ЭП в Евросоюзе: проблема безопасности Дилемма свободы и безопасности после 11 сентября Борьба с терроризмом и киберпреступностью VS. защита частной жизни и идентичности Опасность тотальной прозрачности информационного постранства проблема доверия к ЭП необходимость сохранения доверия как основы социального капитала