Рыночные отношения в газетах и социальных сетях как проблема конкуренции за аудитории Владимир Римский, Фонд ИНДЕМ Круглый стол медиаэкспертов «Коллективный организатор: газета или социальные сети?» Москва, 20 февраля 2012 года
Массовый индивид как продукт современной экономики В современной экономике соединились потребляющая масса и индивидуальность потребителей, сформировав массового индивида. Наибольших успехов достигают те субъекты экономической деятельности в бизнесе и государственном управлении, которым удаётся соединить массовость потребления с индивидуальностью. Это соединение производится как с помощью сегментирования рынков по целевым группам потребителей, так и с помощью формирования новых потребностей индивидов, которые реализуются на рынках. Так рыночные отношения формируют потребности и приоритеты индивидов в обладании благами.
Потребительское поведение как фактор формирования социальности В постсоветский период идеологии и общие ценности практически перестали быть регуляторами социального поведения. В современном российском социуме в социальном поведении стала доминировать рыночная рациональность. Эта рациональность предполагает удовлетворение личных или корпоративных потребностей и получения удовольствий при минимальных ограничениях со стороны других индивидов, организаций и органов власти. Рыночная рациональность предполагает в качестве важнейшего критерия успешности деятельности рост прибылей в частном бизнесе и уровня благ для индивидов.
Новый тип социальности В итоге, в первую очередь, в Москве и других российских мегаполисах уже социально и политически значим новый тип социальности: Инновации преобладают над традициями, способность к инновациям становится условием эффективности на рынке и в социуме. Религия переходит в сферу частной жизни, её смыслы и мораль перестают быть общественными регуляторами. Социальные действия индивидов определяются личными или корпоративными интересами. Общие моральные нормы утрачиваются. Социальный успех – в обладании благами, но он непредсказуем, поскольку непредсказуемы последствия социальных действий.
Рыночная рациональность плохо прогнозирует результаты деятельности Начиная с эпохи Просвещения европейская цивилизация последовательно проводила рационализацию и секуляризацию общественной жизни в надежде на её гуманизацию и прогресс человечества. Современный рынок не позволяет на это надеяться: Рынок не может функционировать при предсказуемости последствий действий его участников, т.к. их доходы выровняются, не будет прибылей частного бизнеса. Благо и счастье отдельного индивида не становятся составляющими общего блага и счастья, непонятно, как их достигнуть, потому прогресс всего человечества вряд ли реализуем. По Максу Веберу становится невозможным предсказать последствия социальных изменений (или реформ), их можно будет обнаружить после осуществления действий.
Социальные последствия рыночной рациональности Рыночная рациональность не приводит к единству социального знания. Оно распределено по многим членам социума. Отсюда государство также не может обладать единственным истинным знанием, как и любая группа экспертов и специалистов. Рыночная рациональность поддерживает массовые проявления социального эгоизма, низкой значимости морали и общественного мнения в регулировании социального поведения. Причина таких проявлений в их выгоде для отдельных индивидов, а ограничения этих выгод правами и свободами других индивидов оцениваются в ситуации низкого уровня морали как несущественные.
Последствия для газет и соцсетей Дифференциация интересов и распределённость социального знания по узким социальным группам приводит к локализации коммуникации индивидов в узких социальных группах. СМИ и социальные сети в Интернете скорее не конкурируют, а поддерживают коммуникацию разных социальных групп. Социальные сети – наиболее активных, молодых и хорошо материально обеспеченных. Газеты – старших возрастов, малоактивных и не всегда материально обеспеченных. Газеты проигрывают в рыночной конкуренции соцсетям по предоставлению услуг.
Значимость телевидения Телевидение пока во многом определяет темы и приоритеты информационной коммуникации, как в газетах, так и в социальных сетях. Крайне редко и тем, и другим удаётся самостоятельно вывести информацию в поле внимания большинства социума. Почти всегда для этого необходимо эту проблему представить на телевидении. Телевидение до сих пор позволяет представить рекламу самым широким аудиториям, а политикам обратиться к большинству семей и граждан.
Возможности газет в конкуренции с социальными сетями В современной ситуации положение любых субъектов в конкуренции может измениться. На данном этапе развития коммуникации в российском социуме газетам можно рекомендовать активнее поддерживать самоорганизацию своих аудиторий. Такая поддержка будет восприниматься аудиториями газет как поддержка нерыночных ценностей, что важно для них и менее важно для сообществ социальных сетей. Объективно это должно быть значимой целью деятельности государства, социально ответственного бизнеса и объединений граждан, гражданского общества. Это нужно объяснять и пропагандировать.
Конкретные меры по изменению позиции газет в конкуренции Вывод проблем поддержки нерыночных ценностей на телевидение. Связь этих проблем в преемственностью в социуме, повышение значимости старших социальных групп в нём. Организация газетами собственных телеканалов и социальных сетей. Направление коммуникации в них на значимые общественные проблемы, обсуждение будущего, поддержка самоорганизации своих социальных групп. Так останется надежда на изменение ситуации.
Благодарю за внимание! Владимир Львович Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Тел./факс: (495) , , Тел.: (495) , и http: