Образование для будущего: актуальные проблемы науки, образования и культуры в XXI веке Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН
Основные разделы курса : Введение: Актуальность проблемы, цель и основные задачи курса Современный мир и проблема формирования научного мировоззрения в системе образования. Овладение информацией – стратегическая задача развития современного общества. Перспективы развития науки, образования и культуры в информационном обществе. Круглый стол: «Опыт формирования научного мировоззрения в системе образования».
Цель и основные задачи курса: Цель – формирование современного научного мировоззрения педагогов Основные задачи - показать: - Актуальность, структуру и содержание проблемы формирования современного научного мировоззрения в образовании; - Стратегическую роль информационного мировоззрения; - Опыт формирования научного мировоззрения в системе образования России и других стран.
Глобальные проблемы на рубеже тысячелетий («Мир в 2000-м году»): Образование и воспитание Угроза термоядерной войны Демография Продовольствие Истощение природных ресурсов Энергетика Экология Изменение климата Урбанизация Прогнозирование будущего
Человек в изменяющемся мире как глобальная проблема современности: Монография Э. Тоффлера «Шок будущего» Ускорение технологического развития общества (сокращение длительности каждого технологического уклада. В.Я. Яковец) Динамический вызов будущего (К.К. Колин, 1999) Закономерность сокращения исторического времени в глобальной эволюции (С.Н. Гринченко) Синергетика: «процессы с обострением» в зоне бифуркации (С.П. Курдюмов). Вывод : Человечество «на переломе» – покой нам только снится!
Современный мир и проблема научного мировоззрения: Системный кризис цивилизации и актуальность проблемы научного мировоззрения Три философских вопроса Иммануила Канта: - Что я должен знать? - Как я должен поступать? - На что я могу надеяться? Структура формирования современного научного мировоззрения Информационное мировоззрение - важнейший компонент научного мировоззрения
Структура формирования научного мировоззрения: Общая теория систем: основные закономерности в системах любой природы (Прангишвили И.В., Россия); Основания синергетики – науки о развитии систем. Пригожин (Бельгия), Хакен (Германия), Курдюмов С.П., Кадомцев, Малинецкий (Россия); Философия информации (Урсул А.Д., Россия) и философские основы информатики (Колин К.К., Гуревич И.М., Россия). Основы эволюционной глобалистики – концепции эволюции глобальных процессов (Урсул А.Д., Ильин И.В., Россия) Информационная культурология (Колин, Урсул, Россия) и информационная антропология (Колин, Россия).
Новые стратегические цели образования в XXI веке: Передача традиций, знаний, опыта и культуры новому поколению – традиционная задача Обеспечение перехода к новому технологичес -кому укладу – информационному обществу Развитие интеллекта и обеспечение инновационного развития общества Образование как стратегический фактор национальной и глобальной безопасности Опережающее образование для устойчивого и безопасного развития цивилизации
Основные выводы по разделу: Современная цивилизация переживает системный кризис, который представляет собой глобальную угрозу для природы, человека и общества Причины кризиса находятся в гуманитарной сфере, а не в политике или в экономике Для понимания причин кризиса, проблем и перспектив развития общества необходимо современное научное мировоззрение Информационное мировоззрение – важный компонент современного научного мировоззрения
Рекомендуемая литература: Глобальные процессы и устойчивое развитие: Под. ред. Урсула. – М.: РГТЭУ, – 382 с. Сб. статей. Ильинский И.М. Образовательная революция. - М.: Изд- во МГСА, – 592 с. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ, с. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов. //Alma mater (Вестник высшей школы), 10, Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. – СПб, Алетейя, – 414 с. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М. Наука, – 285 с. Прангишвили И.В. Системный подход и общестистемные закономерности. – М.: Синтег, – 528 с.