Презентация по МХК. Автор учитель МХК Фомченко Е.С.
Храмам каждой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, присущи оригинальная конструкция и свои определённые черты.
Китайская пагода. Готический храм (западноевропейский костёл)
Мусульманская мечеть Православный христианский храм
Парфенон. Греция.
Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ приходит во сне или в таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога. В глазах восхищённых верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.
Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. Даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов и поклонений таинственным силам природы.
Христианский храм IV века. С начала IV века в связи с распространением христианства началось повсеместное строительство храмов.
Основой христианского храма стала базилика (от греческого- «царский дом») – вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, то есть нефы, число которых достигало трёх или пяти. Все храмы строго были ориентированы на восток, так как там, по преданиям христиан, находился Иерусалим – центр Земли. На востоке к основному прямоугольному объёму примыкала полукруглая ниша – апсида с расположенным в ней алтарём – священной частью храма. Внешний облик базилики подчёркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов.
Священная часть храма – Алтарь Однако внутреннее их убранство отличалось особой пышностью и великолепием. Стены украшались облицовками из мрамора и гранита, фресковыми и мозаичными росписями, роскошными предметами церковной утвари.
На Руси широкое распространение получает крестово-купольный тип храма, имеющий в плане форму креста и завершённый в центре куполом. Такой храм стал символом христианского православия. Внешне храм напоминает очертание корабля, победоносно рассекающего волны житейского моря, несущегося в вечность…
Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизирует Святую Троицу, пять куполов – Христа и четырёх евангелистов, семь глав –семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизирует Христа и двенадцать апостолов. Число глав могло доходить и до тридцати. Так, например, Преображенская церковь Кижского погоста в Карелии имеет 22 главы, а общее количество глав трёх основных соборов в Кижах составляет 33 и соответствует числу земной жизни Иисуса Христа.
Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях – защитниках Отечества.
Луковичная форма купола символизировала пламя свечи. Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола главных храмов, посвящённых Христу или двунадесятым праздникам, - символ небесной славы. Синие купола со звёздами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают рождение Христа от Девы Марии.
Зелёные купола посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа. Храмы посвящённые святым, увенчаны куполами зелёного и серебряного цвета.
С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным завершением. Самым замечательным сооружением этого типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.
Буддийский храм Борободур. Один из крупнейших памятников буддизма. Борободур, что в переводе означает «множество Будд». Храм расположен на вершине холма, поэтому хорошо виден издали.
Храм Борободур воспринимался как центр мира, в котором находится дом Будды. Храм Борободур с буддийским учением о священном пути к просветлению. Паломники преодолевая путь по открытым галлереям, расположенным на разных уровнях, обретали различную степень такого просветления. В целом Борободур воспринимается как грандиозная иллюстрированная книга буддизма.
Основной храмовой постройкой мусульман является мечеть ( от арабского – «место для совершения земных поклонов»). С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием. Здесь объявляли указы, вели судебные разбирательства. С конца VIII века радом с мечетью стали возводить минареты (от арабского – « маяк») – башни, с верхней площадки которых священник(муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву. До X –XI веков в них преподавали различные религиозные дисциплины. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть во владения Аллаха.
Внутри мечети в одной из стен располагался михраб, то есть ниша, обозначающая направление в сторону Мекки. Лицо молящегося обращено именно в эту сторону. Стоять перед михрабом означало стоять перед лицом самого Аллаха. Справа от михраба воздвигался минбар – место на возвышении, предназначенное для проповедей священника. Пол мечети, на котором сидели мусульмане, застилался коврами или тростниковыми циновками.
Минарет Кутб-Минар («мощь ислама») в Индии имеет второе название – Башня Победы. Чрезвычайно строгий по архитектуре, он достигает в высоту 73 метров, а диаметр его основания равен 16 метрам. Минарет опоясан пятью ярусами баконов и украшен орнаментальными росписями. До сих пор Кутб-Минар считается одним из самых красивых и высоких сооружений исламского зодчества.
Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде. Медресе – мусульманские учебные заведения. От мечети они отличаются тем, что галереи двора делятся на небольшие помещения – хиджры, в которых проживают семинаристы.