Исследовательский проект МОУ СОШ 6 г.Ачинск 2009 год. Правильный выбор – твой профессиональный успех
Ситуация на данный момент Каждый год выпускники школ сталкиваются с проблемой выбора профессии и учебного заведения. Несмотря на то, что в нашем городе достаточное количество профессиональных учебных заведений, выпускникам школ трудно сделать правильный выбор и в дальнейшем быть успешным на рынке труда
Проблема Как выпускнику школы выбрать профессию, которая была бы востребована на рынке труда нашего города.
Гипотеза Если выпускники школ будут более полно владеть информацией о профессиональном образовании и рынке труда, то они смогут более осознанно подойти к выбору профессии и в дальнейшем успешно трудоустроиться
Цель: Систематизировать информацию о состоянии профессионального образования города Ачинска и рынка труда молодых специалистов. Создать электронный справочник «Профессиональное образовательное пространство города Ачинска».
Задачи: 1. Актуализировать для выпускников школы проблему профессионального выбора; 2. Провести сбор и анализ информации о профессиональных учебных заведениях города Ачинска и возможностях дальнейшего трудоустройства; 3. Создать и презентовать выпускникам электронный справочник «Профессиональное образовательное пространство города Ачинска»; 4. Провести мониторинг уровня профессионального самоопределения выпускников.
План проведения исследовательской работы МероприятияДата выполнения Ответствен ный 1.Этап постановки целей и задач, определение направления работы: -работа по подготовке и сбору материалов; -разработка анкет для выпускников школы по профориентации; -проведение анкетирования, опросов, бесед; -посещение профессиональных учебных заведений города с целью сбора информации; -составление запросов для получения аналитических справок из учебных заведений и центра занятости населения для мониторинга трудоустройства; 2. Аналитический этап: -обработка и оформление полученной информации; -формулировка выводов, предложений по улучшению данной ситуации; 3. Практический этап: -создание электронного справочника для поступающих в учебные заведения г. Ачинска; 4.Подведение итогов, создание электронной презентации октябрь – декабрь Декабрь 1-15 декабря Октябрь – декабрь с 10 декабря по 15 января Январь Декабрь- Январь До 20 января Образцова К., Михайлова Л., Бессонова Т. Образцова К., Бессонова Т. Михайлова Л., Образцова К., Бессонова Г.В. Пережогина В.И Образцова К., Михайлова Л., Бессонова Т.
Структура профессионального образования в России Уровень профессионал ьной подготовки. Где осуществляется подготовка НачальнаяОбщеобразовательные школы, учебно- производственные комбинаты, учебно- курсовые комбинаты, производство СредняяПрофессиональные училища, частные профессиональные школы Средне- специальная Техникумы, колледжи высшаяГосударственные и частные вузы
Профессиональное образование нашего города В настоящее время в нашем городе функционируют: - Центр образования, осуществляющий начальную профессиональную подготовку и переподготовку кадров; - 4 профлицея (8, 40, 46, 96); - 8 ССУЗов (СХТ, МТТ, АМУ, АПК, АКОТиБ, ИПК, АПТ, АТЭТ); - 4 филиала ВУЗов (Агроуниверситет, СФУ, КГПУ имени Астафьева, Гуманитарная академия).
Результаты исследования профессионального ориентирования выпускников школ города (по данным центра занятости населения города Ачинска за 2008 год): Как следствие - 30% трудоустраиваются не по специальности.
Результаты анкетирования учащихся 9-11-х классов Какую профессию ты хотел бы получить? 9 класс (52 чел.)
Какую профессию ты хотел бы получить? 11 класс (34 чел.)
2. Где ты будешь приобретать профессию (учебное заведение?), в каком городе? 9 класс (52 чел.)11 класс (34 чел.)
3. Где планируешь в последствии устроиться на работу? (в Ачинске, за пределами?) Почему? 9 класс (52 чел.) 11 класс (34 чел.)
4. Владеешь ли ты информацией о востребованности данной профессии в нашем городе? 9 класс (52 чел.) 11 класс (34 чел.)
Анализ трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений: Не трудоустроены по специальности: Профессиональный Лицей 40 – 28% Профессиональный Лицей 96 – 10% «Профессиональный Лицей 46» - 18,5% Ачинский сельскохозяйственный техникум – не занимаются вопросами трудоустройства
2008 год. Учебное заведение Трудоуст роены ЦЗН Из них по специальн ости 1.ПЛ-8 2.ПЛ-96 3.ПЛ-40 4.МТТ 5.АПК 6.АКОТиБ 7.АТЭТ 8.СХТ 9.АМУ год. Учебное заведение Трудоус троены ЦЗН Из них по специаль ности 1.МТТ 2.АПК 3.АКОТиБ 4.АТЭТ 5.СХТ 6.АМУ 7.АПТ Анализ трудоустройства выпускников с участием ЦЗН:
Профессии, востребованные на рынке труда: - рабочие строительных профессий, - сферы обслуживания, - транспорта, - неквалифицированные работники; В меньшей степени востребованы: менеджеры; Отсутствуют вакансии: - юристов и экономистов. Конъюнктура рынка труда нашего города:
Мониторинговые исследования Больше половины учащихся стали иметь более полное представление о будущей профессии; Основная масса учащихся определилась с местом обучения: с 30% не определившихся с выбором в начале учебного года процент сократился до 7.5%; Наблюдается более осознанный подход к выбору профессии с учетом востребованности на рынке труда: поменяли планы выбора профессии 32%;
-Профессиональные учебные заведения планово подходили к подготовке кадров, обеспечивали студентов прохождением производственной практики и занимались вопросами трудоустройства; -На государственном уровне решить вопрос о предоставлении льгот работодателям, принимающим на работу молодых специалистов, возродить практику наставничества на производстве; - Создать в городе при Отделе Молодежи агентство, занимающееся трудоустройством молодого населения и дающее прогноз востребованности профессий на последующие годы; Мы предлагаем чтобы:
Социальная значимость проекта: 1.Созданный нами электронный справочник тиражируем, его может использовать выпускник любой школы нашего города. 2. Наша работа поможет выпускникам более осознано подойти к выбору будущей профессии.
Проектная группа: Бессонова Татьяна Образцова Екатерина Михайлова Елена Бессонова Галина Валентиновна Пережогина Вера Ивановна