«Совершенствование системы обучения рабочих кадров в Региональных учебных центрах ТНК-ВР» Элеонора Агеева, ТНК-ВР
2 Структура презентации 1.Предпосылки 2.Цели и задачи 3.Ожидаемые результаты 4.Ресурсы проекта 5.Отличие КОСП от существующих документов и подходов 6.Внедрение 2
3 Предпосылки Отсутствуют сформулированные требования со стороны Компании к профессиональной деятельности рабочих. Отсутствуют четкие критерии оценки качества подготовки рабочих в Корпоративных региональных учебных центрах. Развитие технологий опережает развитие профессионализма рабочих. Методы и программы обучения в корпоративных учебных центрах устарели и не обеспечивают высокую результативность обучения. Текущая ситуация в Компании на момент старта проекта 3
4 Цели и задачи проекта 4 Цель проекта: Повышение эффективности производства за счет снижения издержек, вызванных недостаточной квалификацией персонала. Обеспечить соответствие уровня профессиональной подготовки рабочих в Региональных учебных центрах ТНК-ВР требованиям государственных контролирующих органов и корпоративным стандартам путем совершенствования учебно-программного обеспечения образовательного процесса и методов контроля его результатов Задачи проекта:
5 Ожидаемые результаты 5 Разработано и внедрено: 1.Корпоративные профессиональные стандарты по ключевым для Компании профессиям - требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. 2.Корпоративные образовательные стандарты по профессиям (КОСП): Модульная программа, основанная на компетенциях Пакет учебно-методических материалов Пакет контрольно-измерительных материалов 3.Современная среда для эффективного профессионального обучения: Единые стандарты деятельности Региональных учебных центров Компании и преподавателей, обучающих рабочих. Освоение педагогами компетентностного подхода в проектировании содержания обучения Программа наставничества как элемент корпоративной культуры Компании, обеспечивающий и закрепляющий развитие знаний и навыков рабочих.
6 Ресурсы и алгоритм взаимодействия в проекте Разработка и согласование: профстандарт, УПД, КИМ - 8 мес. УММ – сбор материалов, разработка – 8 мес. Дизайн, верстка, печать – 6 мес. Департамент корпоративного обучения развития - руководство проектом Национальное агентство развития квалификаций РСПП (НАРК) - методология, обучение разработчиков, координация Региональные учебные центры, независимые эксперты-разработчики - разработка Эксперты Компании (Корпоративный центр и Дочерние общества) – экспертиза документов Участники проекта Временной ресурс разработки 6
7 Отличие КОСП от существующих документов и подходов Сформулированы корпоративные требования к профессиональной деятельности рабочего Четкая, логичная структура документа, включающая описание функций, действий, требования к знаниям, навыкам, условиям и средства труда рабочего Добавлены новые требования по HSE Описана работа с новым оборудованием 1. Профессиональные стандарты 2. Учебно-программная документация Изменен формат и содержание программ обучения по рабочим профессиям: Программы имеют модульную структуру с привязкой каждого модуля к трудовым функциям Содержание обучения полностью соответствует профессиональной деятельности рабочего Разработан квалификационный профиль по профессии – документ, устанавливающий требования к знаниям и навыкам, необходимым для эффективного выполнения должностных обязанностей рабочего 7
8 Отличие от существующих документов и подходов 3. Контрольно-измерительныематериалы Изменен подход к оценке результатов обучения Оценка производится по окончании каждого модуля, а не только в конце программы Полнота охвата функционала работника оценочными тестами увеличилась 80%- 90% повышает эффективность оценки Наличие объективного инструмента оценки навыков 8 4. Учебно-методические материалы Новые формы обучения Обучение с использованием презентации + книга с теоретическими материалами для преподавателя и для самостоятельной подготовки к тестированию Рабочие тетради для учащихся Учебные видео- и мультимедийные фильмы Практические кейсы Отработка всех операций на практике
9 Современная среда для эффективного профессионального обучения Этап 1. Создание концепции современного учебного центра. Аудит Региональных учебных центров (далее – РУЦ). Общие корпоративные требования по 4 аспектам: Преподаватели Методология учебного процесса Учебно-программное обеспечение Оснащение РУЦ Этап 2. Разработка и внедрение корпоративного стандарта деятельности РУЦ. Корпоративные требования к деятельности РУЦ ТНК-ВР Внедрение стандарта в РУЦ через проведение внутренних сессий с персоналом. Этап 3. Развитие материальной базы и преподавательского состава РУЦ. Модернизация материальной базы РУЦ за счет средств Компании Мастер-класс в Канаде для руководства РУЦ и тренеров по промышленной безопасности прошли Стандарт для методологов и преподавателей РУЦ Оценка и 3-х модульное обучение преподавательского состава РУЦ 9
10 Внедрение в Дочерних обществах 10 1.Пилотное тестирование рабочих, анализ и короткие курсы (модули обучения) на ликвидацию пробелов в знаниях и навыков. 2.Разработка и внедрение программы наставничества и развития рабочих. важный элемент корпоративной культуры ТНК-ВР, который заключается в профессиональном развитии и социокультурной адаптации рабочих - обеспечивает системный подход и единую методология развития рабочих как на рабочем месте, так и учебных центрах Компании обучение на рабочем месте с использованием практических кейсов и квалификационного профиля по профессии ежегодная оценка с использованием КИМ