Развитие электроэнергетической инфраструктуры Европейского союза: регуляторные аспекты В.П. Сорокин Член Общественного совета ФСТ России Семинар ФСТ России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институционные аспекты законодательства в рамках Третьего энергетического пакета Регулирование и либерализация энергетических рынков: Опыт России и Третий.
Advertisements

1FTS-CEER bilateral meeting, St Petersburg, 17 May 2011 Peter Plug Председатель рабочей группы по электроэнергии Использование и управление объединенными.
Роль регуляторов в стимулировании инвестиций в энергетическую отрасль, трансграничные операции и интеграцию рынков энергии ЕС Волтер Больтс.
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ОРГАНАМИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ Хорхе Васконселос Учебный курс «Регулирование энергетики : Основная задача – служение нашему народу»
Появление Европейских энергетических регуляторов Альберто Поточниг Директор Международная конференция «Регулирование и либерализация энергетических рынков:
Введение в действие Третьего энергетического пакета Филипп Лоу Конференция по регулированию и либерализации энергетических рынков 4 октября 2010 года,
1 Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор законодательства Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор.
Европейская нормативно-правовая база и роль европейских регуляторов энергетики в создании внутреннего энергетического рынка Эрик Диэвр Ежегодное совещание.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Международная экономическая конференция «Новая экономкиа – новые подходы» Улан-Удэ, сентября 2012 © European Bank for Reconstruction and Development.
Работу выполнил Павел Горшков Группа Основные цели Всеобщая конкурентоспособность; Сближение законодательства государств-членов в целях обеспечения.
РЕГУЛЯТОРНЫЙ АСПЕКТ ТРЕТЬЕГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПАКЕТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В.П. Сорокин.
TITRE Агентство по взаимодействию регуляторов в области энергетики Объединение трансграничных сетей: роль регуляторов Мин Жу Содействующий национальный.
1 Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : цели, задачи, независимость, ответственность и организация Орган по регулированию электроэнергии.
ИНИЦИАТИВЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ VI-й Евразийский энергетический форум.
Концепция гармонизации законодательства Беларуси и ЕС в области перевозок пассажиров (проект «Беларусь и ЕС: делимся опытом») Валентина Леончик, (руководитель.
Расширенное заседание Консультативного Совета по Иностранным Инвестициям III Форум регионов России «Институты модернизации», 13 марта 2012 г. Вице-президент.
Сближение систем технического регулирования, стандартизации и сертификации ЕС и РФ Проект финансируется Европейским Союзом 1 Проект «Сближение систем технического.
Национальная лекарственная политика Стратегическое управление.
Пути совершенствования правового регулирования автомобильных перевозок пассажиров на основе гармонизации законодательства Республики Беларусь и Евросоюза.
Транксрипт:

Развитие электроэнергетической инфраструктуры Европейского союза: регуляторные аспекты В.П. Сорокин Член Общественного совета ФСТ России Семинар ФСТ России «Совершенствование системы регулирования» 6 сентября 2012 г.

Правовая основа современной системы регулирования энергетики ЕС Третий энергетический пакет ЕС (в отношении электроэнергетики)*: Директива 2009/72/ЕС Европейского парламента и Совета от 13 июля 2009 г. относительно общих правил для внутреннего рынка электроэнергии … Регламент (ЕС) 714/2009 Европейского парламента и Совета от 13 июля 2009 г. по условиям доступа к сетям для трансграничных операций с электроэнергией … Регламент (ЕС) 713/2009 Европейского парламента и Совета от 13 июля 2009 г. по учреждению Агентства по взаимодействию регуляторов энергетики. *принят в июле 2009 г., вступил в силу 3 марта 2011 г.

Европарламент Европейский совет Европейский (Мадридский) форум по регулированию газовых рынков Европейский (Флорентийский) форум по регулированию электроэнергетики Гражданский (Лондонский) энергетический форум Участники регуляторного процесса ЕС Агентство по взаимодействию регуляторов энергетики (ACER) Совет европейских регуляторов энергетики (CEER) 27 национальных регулирующих органов ICER IERN ERRA ERRA – Региональная ассоциация регуляторов энергетики IERN – Международная электронная сеть по вопросам регулирования энергетики ICER – Международная конфедерация регуляторов энергетики Совет министров Еврокомиссия Государства- члены ЕС Европейские ассоциации операторов систем транспортировки электроэнергии и газа (ENTSO-E и ENTSO-G) Рис. CEER- NARUC CEER- ФСТ России

Основные моменты регуляторной системы энергетики ЕС Повышение и изменение роли регулирования Усиление полномочий органов регулирования 27 государств-членов ЕС Возникновение «европейского» уровня регулирования Тенденция к большей совместимости и гармонизации национальных регулирующих систем и к созданию единого регуляторного пространства ЕС Участие в формировании стратегии, политики и практических мер по реализации стратегических целей ЕС Содействие развитию конкуренции на энергетическом рынке ЕС и его ориентации на потребителей Усиление геополитической роли регуляторов энергетики

Взаимодействие национальных и общесоюзных субъектов регулирования электроэнергетики Разделение функций между национальным уровнем и уровнем ЕС Платформы регионального сотрудничества как между собой так и под эгидой Еврокомиссии Сотрудничество в форматах ЕС: – Агентство по взаимодействию регуляторов энергетики – Европейская ассоциация операторов систем передачи энергии – Активная регуляторная среда (гражданское общество регуляторов: Совет европейских регуляторов энергетики, Флорентийский электроэнергетический форум, другие общественно-профессиональные платформы) Международное сотрудничество регуляторов Принципы: – субсидиарность – пропорциональность

Основные институты регулирования энергетики ЕС-1: Комиссия, Совет министров, Европарламент и Европейский совет Европейский совет Высший политический уровень Европейского союза Общая стратегия, политика и утверждение основных инициатив Европейская комиссия Разработка энергетической стратегии и политики, законопроектов и нормативных документов Реализация утверждённых документов Активное участие в регуляторных процедурах Европарламент обсуждает/утверждает соответствующие документы (Директивы, Регламенты, Решения), в основном, совместно с Советом Совет министров обсуждает/утверждает соответствующие документы (Директивы, Регламенты, Решения), в основном, совместно с Советом

Регуляторная повестка дня Евросоюза Завершение создания единого внутреннего конкурентного, ориентированного на потребителей энергетического рынка ЕС к 2014 г. Разработка общих правил функционирования энергетических рынков ЕС (Рамочные руководящие указания и Сетевые кодексы) Развитие энергетической инфраструктуры в Европейском союзе/зоне ответственности Европейской ассоциации операторов систем транспортировки энергии (вкл. совершенствование разрешительных процедур) Содействие выполнению целей стратегии ЕС : – повышение энергоэффективности – увеличение доли использования источников возобновляемой энергии в энергобалансе – снижение выбросов парниковых газов Распространение полномочий союзного уровня на новые области (в т.ч. на морскую энергетику)

Основные институты регулирования энергетики ЕС-2: национальные регулирующие органы Учреждение в соответствии со вторым и третьим энергетическим пакетом ЕС с общим минимальным набором целей, задач и полномочий Ответственность на национальном, трансграничном и региональном уровне Юридическая обособленность и функциональная независимость от всех государственных и частных организаций Основные направления: взаимодействие с другими национальными операторами систем передачи электроэнергии участие в разработке и выполнении регуляторного режима на региональном и общесоюзном уровне (Еврокомиссия и Агентство по взаимодействию регуляторов энергетики) устранение перекрёстных субсидий регулирование функционирования национального рынка электроэнергии регулирование развития электроэнергетической инфраструктуры страны, инвестиционное планирование и десятилетние планы развития содействие развитию национальной и трансграничной электроэнергетической инфраструктуры Основные направления: взаимодействие с другими национальными операторами систем передачи электроэнергии участие в разработке и выполнении регуляторного режима на региональном и общесоюзном уровне (Еврокомиссия и Агентство по взаимодействию регуляторов энергетики) устранение перекрёстных субсидий регулирование функционирования национального рынка электроэнергии регулирование развития электроэнергетической инфраструктуры страны, инвестиционное планирование и десятилетние планы развития содействие развитию национальной и трансграничной электроэнергетической инфраструктуры Основные инструменты: -установление/утверждение тарифов/методик -принятие обязательных для регулируемых организаций решений -участие в разработке, мониторинг и обеспечение выполнения национальных 10-летних планов развития электросетей Основные инструменты: -установление/утверждение тарифов/методик -принятие обязательных для регулируемых организаций решений -участие в разработке, мониторинг и обеспечение выполнения национальных 10-летних планов развития электросетей - - содействие разрешению споров - расследования - наложение штрафов - мониторинг - рекомендации - - содействие разрешению споров - расследования - наложение штрафов - мониторинг - рекомендации -

Основные институты регулирования энергетики ЕС-3: Агентство по взаимодействию регуляторов энергетики Учреждено в соответствии с третьим энергетическим пакетом ЕС, начало работы – март 2011 г. Миссия : общесоюзное измерение регуляторной деятельности Задачи в отношении: (1) Европейской ассоциации операторов сетей передачи электроэнергии, (2) национальных регулирующих органов, (3) условий доступа к трансграничной инфраструктуре и её операционной безопасности, (4) консультаций и прозрачности, (5) мониторинга электроэнергетического и газового секторов и соответствующих докладов Мониторинг: Выполнение задач Европейской ассоциацией операторов систем передачи электроэнергии Ход выполнения проектов по строительству интерконнекторов Выполнение общесоюзных 10-летних планов развития сетей Региональное сотрудничество операторов систем передачи электроэнергии Мониторинг и отчёт Еврокомиссии: Выполнение сетевых кодексов и руководящих указаний Заключение: Соответствие национальных 10-летних планов развития сетей общесоюзным 10-летним планам развития сетей Сетевые кодексы Представление (разработанного или скорректированного) проекта Еврокомиссии: Необязательные руководящие указания Сетевые кодексы Рекомендации операторам сетей передачи электроэнергии и национальным регулирующим органам: Несоответствие национальных 10-летних планов развития сетей общесоюзным 10-летним планам развития сетей

Трёхлетний ( гг.) рабочий план Европейской комиссии, Агентства по взаимодействию регуляторов энергетики и Европейской ассоциации операторов систем передачи электроэнергии в области регулирования электроэнергетики Документы/законодательство, способствующие эффективному созданию внутреннего энергетического рынка Рамочные руководящие указанияСетевые кодексы Распределение мощности и управления в условиях перегруженности 2 1 – руководящие указания Соединение сетей2 Эксплуатация энергосистемы5 Балансирование системы1 1 – руководящие указания Доступ третьей стороны2 Возможные документы: 1 рамочные руководящие указания 2 руководящие указания Низкий приоритет: 1 рамочные руководящие указания 3 сетевых кодекса

Инвестиционные потребности развития инфраструктур Европейского союза ( гг.) Порядок цифр: 1,5-2,0 трлн. евро – на развитие инфраструктуры в области энергетики, транспорта и быстрых широкополосных электронных коммуникаций, в т.ч. на выполнение целей стратегии ЕС Из них 1,1 трлн. евро – в энергетический сектор – 500 млрд. евро – модернизация и строительство генерирующих мощностей – 400 млрд. евро – распределительные сети – 200 млрд. евро – магистральные сети 550 млрд. евро – транспорт млрд. евро – скоростная и сверхскоростная широкополосная электронная связь На трансъевропейские электросети – 200 млрд. евро Из рыночных источников будут финансироваться инвестиции в трансъевропейские сети на сумму около 100 млрд. евро

Источники финансирования инвестиций в энергетическую инфраструктуру Евросоюза Рынок (тарифы на передачу электроэнергии и другие платежи пользователей сети) Собственные средства операторов Привлечённые средства Прямая финансовая помощь институтов ЕС

Спасибо за внимание