Форум НПО «Усиление потенциала организаций гражданского общества для реализации СПМРХВ на национальном и региональном уровне в регионе ВЕКЦА» International POPs Elimination Network 19 сентября 2011, Астана, Казахстан
Национальный план действий НПО Республики Казахстан по осуществлению СПМРХВ Аналитическое экологическое агентство «Greenwomen», г. Алматы, Казахстан, г.
Вопросы управления химическими веществами закреплены в основных документа, касающихся национального развития (Концепция перехода Казахстана к устойчивому развитию на 2007 – 2024 годы, Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на гг., Программа «Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы» и др.). В 2009 году была подготовлена Программа «Экология Казахстана на годы». Однако весь комплекс вопросов управления химическими веществами не нашел в этих документах отражения. Для решения проблем управления химическими веществами необходимо соответствующее финансирование из бюджетных и других источников.
Действующее законодательство регулирует вопросы управления химическими веществами практически на всем их жизненном цикле. Однако практика демонстрирует противоположные безопасному производству и применению химических веществ примеры. На многих предприятиях нет единой системы управления химическими веществами, отходами производства (классификация, маркировка, хранение и транспортировка), хотя нормативные требования существуют. Большую озабоченность вызывают слабая информированность не только населения, но и работников предприятий о вредном воздействии многих химических веществ на здоровье и окружающую среду. Не менее серьезную проблему представляют исторические загрязнения и существующие полигоны бытовых и промышленных отходов, несанкционированные свалки, не отвечающие требованиям ни национального, ни международного законодательства.
В Казахстане не разработан национальный план по реализации СПМРХВ, признанный решать все эти вопросы. Необходимы более активные действия со стороны правительства для разработки НП по СПМРХВ с привлечением общественности. Мы провели ряд встреч с представителями разных целевых групп. НПО, государственные служащие, работники промышленного комплекса отметили важность продвижения СПМРХВ, в то же время высказали мнение о необходимости распространения информации о вреде токсичных веществ. Часто на производстве не знают с какими веществами имеют дело, о их вредном влиянии на здоровье и окружающую среду. Государственные служащие не всегда получают адаптированную структурированную информацию о процессе СПМРХВ.
Представители разных целевых групп были осведомлены о процессе СПМРХВ. НПО понимают, что необходимо добиваться предоставления гарантий эффективного участия общественности в деятельности, связанной с осуществлением СПМРХВ. Осознали тот факт, что влияние на политику национального правительства позволит включить вопросы химической безопасности в национальные планы и стратегии развития. Для продвижения СПМРХВ необходимо усиление роли представителей гражданского общества на всех уровнях принятия решений по химической безопасности
Предварительно были выбраны приоритеты для дальнейших действий. В плане действий нашли свое отражение первоочередные направления для продвижения СПМРХВ: взаимодействие с широким кругом заинтересованных сторон в целях формирования адекватных подходов и общественного мнения в отношении информирования, политики и природоохранных аспектов в продвижении и реализации СПМРХВ; получение знаний о рисках и последствиях небезопасного управления химическими веществами, позволяющих включить эти вопросы в формирование политики, нормативно-правовой базы; доступ к информации и опыту, создание потенциала.
План действий по СПМРХВ НПО РК включает раздел, в котором, в частности, говорится об усилении роли гражданского общества. Для решения этой задачи правительству рекомендуется сотрудничать и поощрять деятельность НПО и др. представителей гражданского общества по следующим направлениям: проводить информационные и образовательные акции и кампании для представителей бизнеса, государственных структур, НПО, СМИ - по регистрам выбросов и переноса химических веществ; разрабатывать листовки, плакаты, ТВ и радио сюжеты, брошюры и т.п. для работодателей и рабочих о безопасном обращении с химическими веществами; способствовать широкому доступу к информации о химической безопасности с помощью электронных рассылок, сайтов и пр.; рекомендовать национальному правительству внедрить согласованную Гармонизированную систему классификации и маркировки химических веществ; использовать возможности СМИ для популяризации деятельности НПО по химической безопасности; организовать образовательные семинары, подготовить и распространить информацию среди различных групп населения по следующим важным темам: - химические вещества в товарах (игрушки, электронные товары, текстиль, строительные материалы); - инвентаризация источников эмиссии ртути; - наличие ртути в товарах народного потребления; - электронные отходы; - свинец в краске; - биомониторинг человека (анализ крови на содержание токсических элементов), мониторинг здоровья детей; - влияние химических загрязнителей на качество окружающей среды (почва, вода, воздух) и здоровье населения; - сжигание отходов, которое, невзирая на запреты, увеличивается в последние годы.
В модуле представлена информация о формировании общей Цели 2020, истории выработке СПМРХВ (SAICM), роли гражданского общества и других заинтересованных групп в этом процессе для достижения химической безопасности. В цели 2020 важное значение придается борьбе с бедностью, защите уязвимых групп и необходимости предоставления государственной поддержки охране здоровья и окружающей среды. В модуле представлен анализ ситуации Казахстана и других стран Центральной Азии по вопросам продвижения и реализации СПМРХВ, международный опыт.
Тема 1.Необходимость продвижения и реализации СПМРХВ. Описание существующих проблем, связанных с влиянием токсичных веществ на экологические системы и здоровье населения на основе международного опыта. Включает: Стратегический подход к международному регулированию химических веществ; ДДТ; ПХБ; ртуть и свинец; глобальный план действий СПМРХВ, как инструмент для действий;
Тема 2. Международные законодательные основы для регулирования и контроля химических веществ. Описание причин, вызвавших разработку международного экологического законодательства. Развитие и ратификация Базельской, Стокгольмской и Роттердамской конвенций. Роль Всемирного саммита в Рио-де-Жанейро и МФХБ в формировании глобального подходу к международному регулированию химических веществ. Необходимость реализации Базельской, Стокгольмской и Роттердамской конвенций в Центральноазиатском регионе.
Тема 3. Национальные программы и проекты по химической безопасности в Центральноазиатском регионе. Описание ситуации по каждой стране Центральноазиатского региона по экологическому законодательству, продвижение и реализация Базельской, Стокогльмской, Роттердамской Конвенций в странах Центральноазиатского региона. Ознакомление с основными национальными программами и проектами, реализованными в Центральноазиатском регионе. Какие существуют трудности в каждой стране, причины, по которым создано/не создано соответствующих условий для реализации международных конвенций в области химической безопасности,.роль гражданского общества в реализации национальных проектов и программ и т.п.
Тема 4. Продвижение и выполнение СПМРХВ: вклад международных организаций, IPEN. Международный опыт. Примеры деятельности гражданского общества Центральноазиатского региона. Пестициды. Здоровье населения. Опасные отходы. Обеспокоенность представителей гражданского общества: выработка Субрегиональной программы действий НПО Центральной Азии по продвижению Цели – 2020 «Будущее без токсичных веществ!».
Модуль включает также учебный план, лекционный материал, советы по проведению обучения. По такому же принципу разработаны и др. обучающие модули. Проекты модулей были обсуждены на круглых столах экспертов стран-партнеров. Во время обучающих семинаров участники вносили комментарии и предложения для подготовки окончательной версии обучающих модулей и их распространения среди НПО и государственных структур Центральной Азии.
Проект помог продемонстрировать важность продвижения Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (SAICM) на национальном уровне.
Очень важно продолжить финансовую поддержку неправительственных организаций, работающих в странах с переходной экономикой. Важно также помогать НПО в наращивании своего потенциала для продолжения защиты основных прав экологической демократии, закрепленной в Принципах Рио-10 и Орхусской конвенции (в последнее время в странах Центральной Азии становится заметно меньше активных НПО). Greenwomen инициировал проект по созданию регистра выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ, PRTRs) в Восточном Казахстане. Регистр создан и размещен на сайте:
Спасибо за внимание! Thank you very much! Лидия Астанина, Аналитическое экологическое агентство «Greenwomen»