Ю.П.ПОХОЛКОВ, Президент АИОР. 1. Национальная система оценки качества высшего образования 1. Национальная система оценки качества высшего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.И. Чучалин Председатель Аккредитационного Совета Ассоциация инженерного образования России Ассоциация инженерного образования России РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ.
Advertisements

1 ОБЩЕСТВЕННО – ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ И.Г.ГАЛЯМИНАА.А.СВИСТУНОВ.
Тольяттинский государственный университет Ельцов В.В. Совместная образовательная программа. Этапы в организации и проведении работ по проектированию образовательных.
О.В. Боев, АИОР, Координатор проекта Основные результаты проекта PRO-EAST (PROmotion and Implementation of the Eur-Ace STandards in Russia.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Об условиях обеспечения качества реализации образовательных программ в рамках деятельности университетов-участников УШОС Федеральная служба по надзору.
О РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККРЕДИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА KazSEE ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ Мутанов Г.
Разработка моделей профессионально- общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) С.Ю.Рощин,
1 Проект ID «Академия фармацевтической и биотехнологической промышленности» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Опыт работы по подготовке основных образовательных программ к общественно- профессиональной аккредитации Капралова Людмила Васильевна, начальник отдела.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ СЕКЦИЯ «Региональная.
Транксрипт:

Ю.П.ПОХОЛКОВ, Президент АИОР

1. Национальная система оценки качества высшего образования 1. Национальная система оценки качества высшего образования 2. Оценка качества высшего образования 2. Оценка качества высшего образования рекрутинговыми и кадровыми агентствами 3. Болонский процесс 3. Болонский процесс 4. Деятельность АИОР по оценке качества инженерного образования в России 4. Деятельность АИОР по оценке качества инженерного образования в России 5. Международная деятельность АИОР в области оценки качества инженерного образования 5. Международная деятельность АИОР в области оценки качества инженерного образованияСодержание

1.Обобщенным критерием оценки качества подготовки специалистов в области техники и технологии сегодня должна стать их способность добиться существенных позитивных изменений в своей профессиональной сфере для обеспечения конкурентоспособности результатов своей деятельности и, в конечном итоге, экономики России. 2.Основными инструментами обеспечения качества подготовки специалистов в области техники и технологии являются: переход на инновационное образование, система менеджмента качества вузов, институциональная аккредитация вузов, общественно-образовательная аккредитация образовательных программ, сертификация специалистов.

Государственный образовательный стандарт Государственный образовательный стандарт Комплексная оценка деятельности вуза Комплексная оценка деятельности вуза - лицензирование - лицензирование - государственная аккредитация - государственная аккредитация Конкурс внутривузовских систем обеспечения качества Конкурс внутривузовских систем обеспечения качества Премия Правительства в области качества Премия Правительства в области качества Рейтинг вузов и специальностей Федерального агентства по образованию Рейтинг вузов и специальностей Федерального агентства по образованию Государственная система обеспечения и оценки качества образования Национальная система

Образовательный стандарт вуза Образовательный стандарт вуза Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ Рейтинги вузов и образовательных программ, проводимые негосударственными организациями Рейтинги вузов и образовательных программ, проводимые негосударственными организациями Общественно- профессиональная система обеспечения и оценки качества образования Национальная система

Государственная аккредитация Национальная система Государственная аккредитация вузов является: институциональной по форме, т.е. ее объектом является высшее учебное заведение в целом; институциональной по форме, т.е. ее объектом является высшее учебное заведение в целом; академической по сути. академической по сути.

Общественно- профессиональная аккредитация Общественно- профессиональная аккредитация Национальная система Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ является: профессиональной, т.к. она оценивает программы, ориентируясь не только на их содержание, обеспечивающее знания вообще (естественно-научные, гуманитарные, обще- профессиональные социально-экономические и специальные), но и на готовность выпускников к ведению профессиональной деятельности на базе этих знаний. профессиональной, т.к. она оценивает программы, ориентируясь не только на их содержание, обеспечивающее знания вообще (естественно-научные, гуманитарные, обще- профессиональные социально-экономические и специальные), но и на готовность выпускников к ведению профессиональной деятельности на базе этих знаний.

Критерии и процедуры государственной аккредитации вузов и общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ существенно отличаются. В первом случае основное внимание уделяется оценке ресурсов и показателей деятельности вуза, во втором – результатам реализации образовательных программ с точки зрения качества подготовки специалистов. Государственная и общественная аккредитация Национальная система

Государственная аккредитация вуза контролирует соблюдение ГОС ВПО РФ, содержание образования и уровень подготовки специалистов, ведется поиск слабых сторон вуза. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ выявляет особенности и сильные стороны программ, их реализации, которые позитивно отражаются на качестве подготовки специалистов и могут быть развиты. Государственная и общественная аккредитация Национальная система

Государственная и общественная аккредитация Мировая практика Профессиональная аккредитация образовательных программ является первым шагом к сертификации и регистрации специалистов

Важную работу в системе мониторинга и оценки качества выпускников российских вузов в последние годы начинают проводить кадровые агентства, рекрутинговые компании, аналитические экспертные центры, средства массовой информации и другие. Оценка качества

Рекрутинговая компания «Агентство контакт» по заказу агентства «РейтОР» провела исследование рынка выпускников вузов 2000 – 2004 годов с целью выявления основных недостатков подготовки специалистов, на которые указывают работодатели и кадровые агентства. Оценка качества

Чего не хватает молодым специалистам Крупные и средние компании Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга, Н.Новгорода, Челябинска Оценивая уровень подготовки молодых специалистов, работодатели в целом удовлетворены объемом базовых знаний. В меньшей степени довольны специальными знаниями, которые, по их мнению, зачастую оторваны от реалий современного бизнеса и производства. Много нареканий вызывают профессиональные навыки и личностные качества молодых сотрудников. Работодатели отмечают низкую мотивацию выпускников, недостаточную нацеленность на профессиональное развитие и карьерный рост. Кроме того, опрошенные представители российских компаний практически единодушно жалуются на неготовность молодых специалистов к командной работе, неумение преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной среде. Аналитический центр Эксперт, исследования 2004г.

Как отмечает «Агентство контакт», основные проблемы молодых специалистов заключаются в следующем: недостаток опыта работы и нехватка практических знаний, недостаток опыта работы и нехватка практических знаний, многие образовательные программы вузов основательно устарели и не имеют отношения к потребностям рынка, многие образовательные программы вузов основательно устарели и не имеют отношения к потребностям рынка, довольно высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников не находит приложения в реальной деятельности компаний довольно высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников не находит приложения в реальной деятельности компаний низкая способность к решению возникающих проблем и медленная реакция низкая способность к решению возникающих проблем и медленная реакция Оценка качества

Основные недостатки выпускников вузов, выделяемые работодателями и кадровыми агентствами: слабое представление о корпоративной культуре и отсутствие навыков работы в коллективе; слабое представление о корпоративной культуре и отсутствие навыков работы в коллективе; незнание бизнес-процессов и особенностей российской бизнес- среды в целом; незнание бизнес-процессов и особенностей российской бизнес- среды в целом; отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, недостаток коммуникативных, презентационных способностей; отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, недостаток коммуникативных, презентационных способностей; недостаточный уровень языковой подготовки; недостаточный уровень языковой подготовки; нехватка информации о рынке труда, способах поиска работы и построения карьеры; нехватка информации о рынке труда, способах поиска работы и построения карьеры; завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке. завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке. Оценка качества

1. Как российские работодатели, так и работающие в России международные корпорации не считают, что российское образование безусловно уступает западному. Только около 20% работодателей негативно отзываются о российском образовании в целом. 2. Чаще всего работодатели критикуют сегодняшнее высшее образование за излишний академизм, недостаток практических знаний и навыков, оторванность от реалий современной экономики и рынка труда. 3. Сложилось понимание как академическим, так и бизнес сообществом, необходимости выстраивания на новой основе стратегических партнерских отношений между образованием и миром труда, что позволит внести существенные сдвиги в экономику. Оценка качества

Европейские стандарты и руководство для оценки качества высшего образования, разработанные ENQA и одобренные на встрече Министров образования в Бергене содержат семь основных показателей, по которым оценивается деятельность вуза: 1.Политика, стратегия, процедуры обеспечения и непрерывного повышения качества высшего образования. 1.Политика, стратегия, процедуры обеспечения и непрерывного повышения качества высшего образования. 2.Система мониторинга и периодического пересмотра образовательных программ. 2.Система мониторинга и периодического пересмотра образовательных программ. Оценка качества Болонский процесс

Оценка учебных достижений студентов с использованием заранее известных и опубликованных критериев, правил и процедур. 3. Оценка учебных достижений студентов с использованием заранее известных и опубликованных критериев, правил и процедур. 4.Квалификация и компетентность преподавательского состава. 4.Квалификация и компетентность преподавательского состава. 5.Учебные ресурсы для каждой образовательной программы. 5.Учебные ресурсы для каждой образовательной программы. 6.Информационные ресурсы для управления образовательной деятельностью. 6.Информационные ресурсы для управления образовательной деятельностью. 7.Регулярная публикация качественных и количественных данных об образовательных программах вуза. 7.Регулярная публикация качественных и количественных данных об образовательных программах вуза. Оценка качества Болонский процесс

В Европе нет образовательных стандартов в том виде, как они существуют у нас, что определяет различие подходов к оценке деятельности вузов у нас в стране и за рубежом. Показатели, содержащиеся в Европейских стандартах и руководствах для оценки качества высшего образования, разработанных ENQA в рамках Болонского процесса, и показатели для государственной аккредитации российских вузов, используемые Рособрнадзором, весьма различны. Оценка качества Болонский процесс

Наряду с государственной аккредитацией вузов необходимо создание национальной системы общественно-профессиональной оценки качества высшего образования и аккредитации образовательных программ. Оценка качества Болонский процесс

В России работу по созданию и развитию национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий ведет Ассоциация инженерного образования России (АИОР) Инструменты обеспечения качества

Разработаныпроцедуры и критерии общественно- профессиональной аккредитации (с учетом опыта ведущих зарубежных аккредитационных агентств) Разработаны процедуры и критерии общественно- профессиональной аккредитации (с учетом опыта ведущих зарубежных аккредитационных агентств) СозданыАккредитационный центр и Аккредитационный совет (2002) Созданы Аккредитационный центр и Аккредитационный совет (2002) – Аккредитационный центр провел аккредитацию более 40 образовательных программ – Аккредитационный центр провел аккредитацию более 40 образовательных программ Инструменты обеспечения качества Опыт АИОР по аккредитации

Критерии оценки качества подготовки специалистов в области техники и технологии, используемые АИОР, согласуются: с требованиями, существующими в странах- участницах Вашингтонского соглашения с требованиями, существующими в странах- участницах Вашингтонского соглашения с критериями, разработанными в рамках проекта EUR-ACE с критериями, разработанными в рамках проекта EUR-ACE Инструменты обеспечения качества Опыт АИОР по аккредитации

С сентября 2004 в рамках Болонского процесса под эгидой Европейского Союза АИОР участвовала в выполнении проекта «EUR-ACE», направленного на создание общеевропейской системы гарантий качества инженерного образования. Международная деятельность Болонский процесс

8 февраля 2006 в Брюсселе состоялась официальная регистрация Европейской сети по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE - European Network for Accreditation of Engineering Education).8 февраля 2006 в Брюсселе состоялась официальная регистрация Европейской сети по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE - European Network for Accreditation of Engineering Education). Учредителями организации стали 13 европейских организаций, заинтересованных в развитии инженерного образования в Европе, в том числе и Ассоциация инженерного образования РоссииУчредителями организации стали 13 европейских организаций, заинтересованных в развитии инженерного образования в Европе, в том числе и Ассоциация инженерного образования России Международная деятельность Болонский процесс

В феврале 2006 АИОР подала 2 заявки на участие в конкурсе проектов в рамках программ «Tempus- Tacis». Проект Promotion and Implementation of EUR-ACE Standards (PRO-EAST) совместно с UNIFI, FEANI, SEFI, CoPI. Проект Promotion and Implementation of EUR-ACE Standards (PRO-EAST) совместно с UNIFI, FEANI, SEFI, CoPI. Проект PRO-EAST является продолжением проекта EUR-ACE, выполняемого в в рамках программ «Socrates-Tempus» консорциумом партнеров, включающим АИОР и ТПУ со стороны России.Проект PRO-EAST является продолжением проекта EUR-ACE, выполняемого в в рамках программ «Socrates-Tempus» консорциумом партнеров, включающим АИОР и ТПУ со стороны России. Международная деятельность Болонский процесс

Цели проекта: распространение разработанных общеевропейских стандартов и процедур оценки качества инженерных программ (стандартов EUR-ACE )распространение разработанных общеевропейских стандартов и процедур оценки качества инженерных программ (стандартов EUR-ACE ) проведение первых аккредитаций, приводящих к присвоению знака EUR-ACE (EUR-ACE label)проведение первых аккредитаций, приводящих к присвоению знака EUR-ACE (EUR-ACE label) Международная деятельность Болонский процесс

Проект Quality System for Higher Scientific and Technical Education for Russia (QUESTE-Russia) совместно с European Foundation for Management Development (EFMD), Technical University of Catalonia (UPC ). Проект Quality System for Higher Scientific and Technical Education for Russia (QUESTE-Russia) совместно с European Foundation for Management Development (EFMD), Technical University of Catalonia (UPC ). Проект QUESTE является частью общеевропейской инициативы, имеющей целью разработку критериев оценки образовательных программ с точки зрения промышленности и науки. Проект QUESTE является частью общеевропейской инициативы, имеющей целью разработку критериев оценки образовательных программ с точки зрения промышленности и науки. Международная деятельность Болонский процесс

13-17 июня 2005 в Гонконге состоялся Международный конгресс (International Engineers Meetings), в рамках которого прошла рабочая встреча участников Вашингтонского соглашения июня 2005 в Гонконге состоялся Международный конгресс (International Engineers Meetings), в рамках которого прошла рабочая встреча участников Вашингтонского соглашения. Представители АИОР доложили о развитии общественно-профессиональной аккредитации и заявили о намерении АИОР вступить в Вашингтонское соглашение в 2007 и представлять Россию в качестве ассоциированного члена.Представители АИОР доложили о развитии общественно-профессиональной аккредитации и заявили о намерении АИОР вступить в Вашингтонское соглашение в 2007 и представлять Россию в качестве ассоциированного члена. Международная деятельность Вашингтонское соглашение

АИОР выступила с инициативой создания в России национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров. Инициатива была поддержана российскими и зарубежными организациями, занимающимися сертификацией и регистрацией профессиональных инженеров. Инициатива была поддержана российскими и зарубежными организациями, занимающимися сертификацией и регистрацией профессиональных инженеров. Международная деятельность

Подписание соглашения о создании на базе СНИО национального комитета по сертификации профессиональных инженеров и их регистрации. Участниками соглашения будут АИОР, АТУ, Фонд МАСС Подписание соглашения о создании на базе СНИО национального комитета по сертификации профессиональных инженеров и их регистрации. Участниками соглашения будут АИОР, АТУ, Фонд МАСС, РАН, союзы инженерных обществ, работодатели Разработка «Статуса профессионального инженера» Разработка «Статуса профессионального инженера» Разработка «Положения о сертификации профессионального инженера» Разработка «Положения о сертификации профессионального инженера» Планы создания в России национальной системы сертификации профессиональных инженеров Инструменты обеспечения качества ПЛАНИРУЕТСЯ:

Заключение Соглашения о сотрудничестве между EMF и Фондом МАСС о совместной деятельности в области сертификации и регистрации профессиональных инженеров Заключение Соглашения о сотрудничестве между EMF и Фондом МАСС о совместной деятельности в области сертификации и регистрации профессиональных инженеров Заключение Соглашения с FEANI и Фондом МАСС о сотрудничестве в области сертификации и регистрации профессиональных инженеров Заключение Соглашения с FEANI и Фондом МАСС о сотрудничестве в области сертификации и регистрации профессиональных инженеров Планы создания в России национальной системы сертификации профессиональных инженеров Инструменты обеспечения качества

По инициативе независимого рейтингового агентства РейтОР в 2005 Ассоциацией инженерного образования России совместно с Фондом содействия международной аккредитации и сертификации в области образования и наукоемких технологий (Фонд МАСС) разработана новая модель рейтинга российских вузов, реализующих образовательные программы в области техники и технологий. Модель предполагает рейтинг вузов по группам направлений подготовки специалистов: энергетика, электротехника, электроника, машиностроение, материаловедение и т.д. Рейтинг Инструменты обеспечения качества

Рейтинг ориентирован на две основные категории заинтересованных сторон. Первая категория – это потенциальные студенты, выбирающие вуз с целью получения инженерного образования высокого качества в определенной области для последующего трудоустройства с соответствующим уровнем доходов и перспективами профессиональной карьеры. Рейтинг Инструменты обеспечения качества

Вторая категория – это инвесторы, в первую очередь те, которые занимаются кредитованием обучения студентов в вузах и выбирают вузы, реализующие образовательные программы высокого качества и обеспечивающие необходимые условия для вложения средств, с высокой степенью вероятности получения прибыли. Рейтинг Инструменты обеспечения качества

Принцип формирования интегрального рейтинга вузов по группам параметров Рейтинг Инструменты обеспечения качества