G B C Национальный исследовательский университет ИТМО G G2С G2BG2BG2BG2B B2CB2CB2CB2C G2GG2GG2GG2G РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Мбого Ирина Анатольевна, ведущий программист Центра технологий электронного правительства, НИУ ИТМО Конференция «Телематика-2013» 25 июня 2013 г., Санкт-Петербург
Проект Концепции Проект Федерального агентства по образованию «Развитие и унификация системы повышения квалификации государственных служащих в области использования современных информационных технологий» ФЦП «Электронная Россия», 2009 г. (октябрь – декабрь) Исполнитель: Центр технологий электронного правительства НИУ ИТМО
Причины неудовлетворительной ситуации отсутствие одобренных на общегосударственном уровне методик выявления состава и уровня ИТ- компетенций, объективно требуемых в условиях перехода к ЭП и практики их применения; практика формирования индивидуального плана повышения квалификации государственных служащих на основе периодичности, вместо своевременного приведения уровня ИТ-компетенций к объективно требуемому уровню;
Причины неудовлетворительной ситуации отсутствие практики формирования программ повышения квалификации и оценки их результативности и эффективности, основанной на оценке изменения степени соответствия ИТ- компетенций государственных служащих требуемому уровню; отсутствие единого информационного ресурса по теме повышения ИТ-квалификации государственных служащих (законодательство, методики, типовые учебные материалы, специализации учебных заведений, аналитика и т.д.).
Уровень ИТ-компетенций государственных служащих
Основные положения Концепции Утверждение предложенной методики анализа и выявления состава и уровня ИТ-компетенций государственных служащих, необходимых для обеспечения достижения целей создания ЭП. Установление обязательности применения утвержденной методики при обосновании потребности в повышении ИТ-квалификации государственных служащих и формировании программ повышения их квалификации. Принятие необходимым условием прохождения аттестации государственными служащими наличие соответствия их уровня ИТ-компетенций требованиям, выявленным по утвержденной методике.
Организационные результаты… Предложенная Концепция была одобрена Федеральным агентством по образованию (декабрь 2009 г.) По причине расформирования Агентства весной 2010 года, Концепция не была утверждена и принята к исполнению. В 2011 году обозначен интерес Минкомсвязи России к работам, выполненным в 2009 году в рамках госконтракта и проекту Концепции Ведутся консультации…
Реализация «концепции»… Центр технологий электронного правительства в гг. продолжает исследования и разработки: по заказу региональных администраций Санкт-Петербурга, Томской, Ленинградской, Воронежской, Вологодской областей, Республики Мордовия в процессе участия в международных проектах (EuropeAid, USAID, ENPI CBC) собирались и систематизировались данные о требуемом и имеющемся уровнях ИТ-квалификации государственных служащих устанавливалась связь с результатами реализуемых мероприятий в сфере создания ЭП (создание организационного, нормативного, технологического и других видов обеспечения ЭП) проводилось необходимое обучение.
Реализация «концепции»… Центр в инициативном порядке проводит исследования : Мониторинг и анализ ситуации в сфере ИТ- компетенций государственных служащих, методов их оценки, влияния на результативность проектов ЭП, повышения квалификации в России и за рубежом. Формирование и развитие моделей компетенций государственных служащих в сфере ИКТ, необходимых для инициирования и успешного управления проектами создания электронного правительства.
Реализация «концепции»… Формирование образовательных программ в области электронного правительства ( гг.) : программы краткосрочного повышения квалификации сотрудников органов власти по спектру вопросов создания ЭП; магистерская программа по профилю «Управление государственными информационными системами». Создание в НИУ ИТМО первой в России кафедры, специализирующейся в области электронного правительства (сентябрь 2011 г.): Кафедра«Управление государственными информационными системами».
Сопровождение учебного процесса информационно-методический портал Центра ( содержащий информационные и методические материалы, подготовленные экспертами и партнерами Центра: новостной блок, тематические обзоры, описания кейсов регионального опыта в сфере развития ИО и ЭП, результаты исследований и аналитических проектов Центра, другие материалы;
Сопровождение учебного процесса
среда дистанционного обучения ( реализованная на платформе ПО с открытым кодом Moodle, используемая для размещения учебных материалов и контроля знаний обучаемых. В системе опубликовано 10 курсов по темам управления развитием ИО и ЭП, содержащих интерактивные материалы для изучения, самопроверки и контроля знаний;
Сопровождение учебного процесса
электронная библиотека «Электронное государство» ( - тематическая коллекция публикаций, предоставляющая доступ к аннотированным описаниям и полнотекстовым версиям документов, отобранных экспертами Центра (развитие библиотеки, используемой в учебном процессе, ведется в рамках проекта, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований).
Сопровождение учебного процесса
G B C Национальный исследовательский университет ИТМО G G2С G2BG2BG2BG2B B2CB2CB2CB2C G2GG2GG2GG2G Мбого Ирина Анатольевна, ведущий программист Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО