Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2013 года НП «Агентство Городского Развития»
НП «Агентство Городского Развития» с конца 2008 г. проводит ежеквартальный мониторинг деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Мониторинг состояния малого и среднего бизнеса – проект, призванный отслеживать изменения, происходящие в сфере МСП, и реакцию компаний на эти изменения. Данное исследование включает опрос предпринимателей и руководителей организаций г. Череповца (июнь-июль 2013 г.) анализ актуальных исследований ведущих социологических центров России (Левада-центр, ФОМ) Предприятиям было предложено оценить востребованность и доступность поддержки; состояние и перспективы бизнеса на ближайшее время. Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2013 г. Сферы деятельности компаний (%) Возраст компаний Численность сотрудников В опросе приняли участие 95 субъектов МСП г. Череповца
По результатам деятельности в II квартале компания получила Ожидаете ли Вы увеличения прибыли компании в ближайшее время? Структура долговых обязательств компаний (%) Во 2 квартале снизился процент респондентов, получивших прибыль по итогам квартала. Кроме того, этот показатель резко снизился по сравнению с тем же периодом 2012 г. (в 2012 почти 80 % респондентов получили прибыль по итогам 2 квартала). Особенно высок данный показатель в сфере производства и услуг. Несмотря на не очень удачную работу в этом квартале большинство продолжают надеяться на увеличение прибыли в ближайшее время. При этом более половины опрошенных не имеют долговых обязательств. Наиболее критичное из долговых обязательств остальной части респондентов - задолженность по кредитам. Примечательно что те, кто не получил прибыли по итогу квартала и имеют непогашенные долговые обязательства, отмечают, что наиболее существенными препятствиями для ведения их бизнеса является низкая платежеспособность населения и высокие налоги. Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2013 г.
Сталкиваетесь ли Вы с проявлением административных барьеров? Как Вы оцениваете отношение администрации города к бизнесу? (%) (1 – максимально положительная оценка, 5 – максимально отрицательная) Средние оценки показателей/степени их доступности (мах-5) Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2013 г. Респондентам было предложено оценить несколько показателей, а также степень их доступности или легкость получения. Выяснилось, что в нашем городе достаточно просто зарегистрировать предприятие и собственность, а наибольшие сложности возникают при получении разрешения на строительство. Также низко оценены такие показатели, как налогообложение и степень защиты инвесторов. При этом средние значения по всем показателям не превышают оценки «4», большинство не дотягивает и до «3» Во 2 квартале сократилось количество резко отрицательных оценок отношения власти к бизнесу и увеличилось количество средних «нейтральных» оценок. (При этом под властью предприниматели понимают совокупность всех структур и управлений мэрии города, контролирующих служб, а также законодательную власть страны). Если основной причиной недовольства за предыдущий период было повышение страховых взносов, то, когда было принято решение о другом порядке их расчетов, бизнес «почувствовал себя услышанным», что послужило причиной снижения отрицательных оценок отношения власти к предпринимателям. Примечательно, что самые отрицательные оценки дают не только респонденты, не получившие прибыли в этом квартале, но и те, кто прибыль получил. Их мнение связано с неудовлетворенностью существующими формами государственной поддержки, а также существующими административными барьерами, проверками контролирующих служб, долгими сроками оформления документов, лицензий, свидетельств.
Достаточно ли имеющихся на сегодняшний день программ поддержки предпринимательства? (%) Какой формы поддержки, на ваш взгляд, не хватает для развития бизнеса в настоящий момент? (%) Большинство респондентов считают, что необходимо расширение форм поддержки субъектов МСП. Особенно остро представители МСП нуждаются в финансовой поддержке. Данная форма помощи является самой распространенной среди предприятий всех отраслей и периодов существования. Предприниматели хотели бы иметь возможность пользоваться различными видами финансовой (предоставление грантов и субсидий предприятиям в зависимости от возраста, вида деятельности, другим показателям) Также предпринимателям по-прежнему не хватает информационно-консультационной поддержки. Многие не понимают алгоритмы действий в определенных ситуациях (регистрация предприятия и проч.). Кроме того, представители МСП, особенно те, кто жалуется на нестабильность законодательства, не успевают отслеживать изменения в законодательстве, главным образом в налоговом. Проблемой в этой связи является, то, что многие представители МСП не знают, где можно получить квалифицированные консультации по тем или иным вопросам. Это подтверждают и общероссийские данные. Например, по результатам опроса ФОМ, около 50% предпринимателей вообще не знают о существовании организаций, объединениях предпринимателей, других структурах, где можно было бы получить необходимую помощь. Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2013 г.
Цели компании на ближайшие 2 года (%) Основные препятствия для развития МСП в Череповце (%) Основными препятствиями для развития бизнеса череповецкие предприниматели считают высокие налоги, частое изменение законодательства, а также низкую платежеспособность населения. Кроме того, актуальной остается проблема нехватки квалифицированных кадров для малых предприятий и высокая конкуренция (особенно в сфере торговли и услуг, которые особенно страдают от работы крупных торговых сетей) В связи с этим, представители МСП видят роль государства в снижении общего давления на бизнес (налоговая нагрузка, проверки, административные барьеры), развитии системы электронной отчетности, доступности квалифицированной юридической помощи, оперативном предоставлении необходимой информации. Планы опрошенных представителей МСП на ближайшее время включают в себя привлечение новых клиентов, повышение качества продукции и услуг, выход на новые рынки. В связи с этим по-прежнему актуальным является предоставление поддержки в области содействия развитию межрегионального и международного сотрудничества (поиск новых рынков сбыта, обмен опытом, поиск новых технологий, продвижении товаров череповецких производителей на рынки других регионов), а также обучения с целью получения необходимой информации, знакомства с новейшими методиками по различным направлениям. Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2013 г.
Основные выводы Ситуация в сфере МСП достаточно напряженная. Резко снизился процент респондентов, получивших по результатам работы за квартал прибыль. Кроме того, предприниматели жалуются на административные барьеры, недостаточность существующих форм поддержки, низко оценивают показатели, влияющие на комфортность ведения бизнеса, а также общее отношение власти к бизнесу. При этом представители МСП все же надеются на лучшее – они ожидают прибыли, строят планы на ближайшую перспективу, планируют привлечь новых клиентов, повысить качество производимых товаров и услуг. Основные проблемы с ведением и развитием бизнеса предприниматели видят в высокой налоговой нагрузке, высокой конкуренции (особенно с приходом в регион крупных федеральных сетей), низкой платежеспособности населения, нестабильности законодательства. Необходимо отметить, что большинство из указанных препятствий носят общероссийский характер и требуют решения на государственном уровне. Роль власти в развитии МСП предприниматели видят в снижении общего давления на бизнес (налоговая нагрузка, проверки, административные барьеры), развитии системы электронной отчетности, доступности квалифицированной юридической помощи, оперативном предоставлении необходимой информации. Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2013 г.
Основные выводы С учетом анализа городских, общероссийский и мировых экономических условий и тенденций, которые необходимо учитывать при развитии сферы малого и среднего предпринимательства, усилия по поддержке МСП должны быть направлены на: разработку новых форм поддержки предпринимательства (особенно форм финансовой поддержки на всех этапах жизненного цикла организации); формирование благоприятного предпринимательского климата в регионе и городе, улучшение общественного мнения о предпринимательстве через освещение значимости предпринимательства, развитие социального предпринимательства; повышение активности предпринимателей; повышение показателей удовлетворенности условиями ведения бизнеса в городе; повышение конкурентоспособности череповецких предприятий через их качественное развитие (применение новых технологий, развитие персонала, повышение качества продукции); содействие решению проблемы кадрового обеспечения для малого бизнеса; улучшение общей социально-экономической ситуации в городе, повышения уровня жизни и покупательской способности населения; создание благоприятного инвестиционного климата в регионе. Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2013 г.