Опыт российско-финского сотрудничества – более 40 лет совместной работы Федеральное агентство водных ресурсов Россия, 2005 г.
Карта российско-финляндских районов густо покрыта голубым цветом: в них насчитывается более 700 озер, рек и ручьев. Около половины из них представляют интерес для многих отраслей промышленности, рыбного и сельского хозяйства, а также для населения. 20 пограничных водных систем, которые требуют согласования в вопросах охраны, регулирования стока, а также в связи с организацией рыбного хозяйства.
Использование многих водоемов предполагает проведение мероприятий, воздействие которых распространяется на территорию соседнего государства, приводит к изменению уровня или качества водных масс, что требует согласования. В водных ресурсах многих пограничных водоемов и водотоков существует совместная заинтересованность обоих государств. Положительное отношение официальных органов Финляндии и, в то время, Советского Союза, к вопросам сотрудничества
Межправительственное Соглашениео пограничных водных системах Межправительственное Соглашение о пограничных водных системах (24 апреля 1964 год) * принципы использования общих пограничных рек и озер * принципы использования общих пограничных рек и озер *режимы пользования ими ( исходя из декларированного ООН права народов и государств, интересах их благосостояния и национального развития, свободного распоряжения своими естественными богатствами и ресурсами, в том числе и водными) *режимы пользования ими ( исходя из декларированного ООН права народов и государств, интересах их благосостояния и национального развития, свободного распоряжения своими естественными богатствами и ресурсами, в том числе и водными) Особенность Соглашения – разносторонний характер направлений в области использования и охраны водных объектов Особенность Соглашения – разносторонний характер направлений в области использования и охраны водных объектов
Совместная российско-финляндская Комиссия по использованию пограничных водных систем (1965 год) Основная задача Комиссии – содействие наиболее рациональному использованию водных ресурсов путем контроля за соблюдением обеими сторонами положений вышеуказанного Соглашения координации действий заинтересованных организаций обеих стран
основные вопросы: 1. Производство энергии на ГЭС 2. Воспроизводство рыбных запасов 3. Регулирование уровней воды 4. Истощение и загрязнение водных объектов
Совместная Комиссия: Экологические ведомства Рыбохозяйственные ведомства МИД Минтопэнерго Пограничные службы Органы исполнительной власти (республика Карелия, Мурманская, Ленинградская области) Основные принципы: Равноправие Компромисс Доверие Открытость
Форма работы Заседания Непосредственное посещение экспертами РГ различных промышленных предприятий, ОС и ГТС и других водохозяйственных объектов в пограничной зоне Принятие решений на основе выявленных проблем
Ведение мониторинга качества вод на следующих объектах: р. Вуокса, Сайменский канал, р. Селезневка, р. Хиитола, р. Серьга, р. Паз, оз. Нуйямаанярви
Участие в проекте ЕС ТАСИС (решение комиссии) «Обеспечение устойчивого использования водных ресурсов и прибрежных территорий реки Вуокса» ( ) Цель проекта: Содействие в развитии устойчивого и комплексного использования водных ресурсов реки Вуоксы и ее прибрежных территорий с учетом изменения уровня воды
Об эффективности работы Соглашения по пограничным водным системам можно судить по результатам, достигнутым за 40 лет российско- финляндского сотрудничества
Отлаженная система оповещения партнера о ЧС Необходимые экстренные меры по ликвидации ЧС принимаются обеими сторонами По Соглашению
Строительство ОС; внедрение малоотходных технологий; сокращение сбросов ЗВ Сокращение объемов сбросов сточных вод, снижение нагрузки на водные объекты
Подписание Соглашения «Об энергетическом использовании участка р. Вуоксы между Иматра ГЭС и Светогорской ГЭС» в 1972 году Разработка правил регулирования озера Сайма и реки Вуокса, утвержденных межправительственным соглашением в1989 году - Разработаны совместные методики и правила по контролю за качеством пограничных вод.
1.Прекращение молевого сплава на пограничных участках водных систем 2. Увеличение рыбных запасов. В том числе ценных пород рыб (лосось, кумжа, форель) 3. Сведение до минимума отрицательного влияния весенних и летних паводков на прибрежные зоны пограничных водоемов 4.Уменьшение (стабилизация) объемов сточных вод 5. Улучшение качества вод водных объектов по отдельным показателям Результаты
Опыт работы совместной комиссии имеет международное значение: Во многих отношениях работа смешанной российско- финляндской комиссии по пограничным водным системам носит уникальный характер В качестве рабочего органа, осуществляющего сотрудничество в области использования и охраны водоемов на границе между Финляндией и Россией, была выбрана именно Комиссия. Комиссия, как особый орган, в течение длительного времени дает пример сотрудничества двух стран в области водного хозяйства. Такую форму впоследствии унаследовали финляндско- шведская и финляндско-норвежская комиссии.
Опыт был использован при подготовке Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992 год) Опыт явился моделью организации сотрудничества других стран в вопросах совместного (двустороннего) использования трансграничных водных объектов.
В. Плюхина