1 УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 7 классе по программе «Школа 2100»
2 «Чингиз Айтматов – талант мирового звучания, достояние всей советской культуры. Но он – киргизский писатель, и он выразил душу своего народа куда ярче и точнее, чем иные, держащиеся за традиции, как за маскировочный халат». Р. Гамзатов
3 ЛИТЕРАТУРА – сны человеческие... ЛИТЕРАТУРА – сны человеческие... Чингиз Айтматов
4 Я сказал еще не все свои слова… Ч.Т. Айтматов
5
6
7 По одноименной повести Чингиза Айтматова. Действие картины, снятой в черно-белом изображении, происходит в первые годы Советской власти в Киргизии. Из города в горный аил по путевке комсомола приезжает вчерашний красноармеец, учитель Дойшен. Он собирается построить школу. Жители смеются над ним, утверждая, что школа их детям не нужна, так как баранов можно пасти и без грамоты. Пылкий и вдохновенный фанатизм сталкивается с многовековым укладом... Великолепная режиссура и игра актеров, блестящая операторская работа. Фильм напоминает лучшие работы итальянского неореализма. На II ВКФ в Киеве (1966 г.) – приз журнала "Советский экран". На ХХVII МКФ в Венеции (1966г.) – Серебряная медаль Озелла. "Кубок Волони" за лучшее исполнение женской роли – актрисе Н.Аринбасаровой. На II МКФ – кинообозрении "Капитолийский Юпитер в Риме (1966 г.) – премия Национального института по изучению социальных проблем. По одноименной повести Чингиза Айтматова. Действие картины, снятой в черно-белом изображении, происходит в первые годы Советской власти в Киргизии. Из города в горный аил по путевке комсомола приезжает вчерашний красноармеец, учитель Дойшен. Он собирается построить школу. Жители смеются над ним, утверждая, что школа их детям не нужна, так как баранов можно пасти и без грамоты. Пылкий и вдохновенный фанатизм сталкивается с многовековым укладом... Великолепная режиссура и игра актеров, блестящая операторская работа. Фильм напоминает лучшие работы итальянского неореализма. На II ВКФ в Киеве (1966 г.) – приз журнала "Советский экран". На ХХVII МКФ в Венеции (1966г.) – Серебряная медаль Озелла. "Кубок Волони" за лучшее исполнение женской роли – актрисе Н.Аринбасаровой. На II МКФ – кинообозрении "Капитолийский Юпитер в Риме (1966 г.) – премия Национального института по изучению социальных проблем. Режиссер: Андрей Михалков-Кончаловский В ролях: Болот Бейшеналиев, Наталья Аринбасарова, Даркуль Куюкова, Идрис Ногойбаев
8 Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Словарная работа (Ожегов С.И. «Словарь русского языка») Самопожертвование – пожертвование своими личными интересами ради других. Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведения перед окружающими людьми, обществом.
9 Подвиг учителя Дюйшена. Вечное и преходящее в повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель». Тема урока
10 Наша задача – на примере жизни героев повести Ч. Айтматова понять, что же является источником настоящего подвига, что в жизни людей вечно, а что – преходяще. Цель урока
11 Что преходяще, а что останется – Знать никому не дано. Ю.Д. Левитанский
12 Наверное, мы все любили тогда своего учителя за его человечность, за его добрые помыслы, за его мечты о нашем будущем.
13 Образ Дюйшена Психологичес- кий портрет ПортретПоступки Речевая характерис- тика
14 Жизнь Желание сделать ее лучше Самоотверженность? Честность по отношению к другим ?
15
16 «Бывают такие родники в горах: проляжет новая дорога, тропа к ним забывается, все реже заворачивают туда путники напиться воды, и родники понемногу зарастают мятой да ежевикой. А потом и не заметишь их со стороны. И редко кто вспомнит о таком роднике да свернет к нему с большака в жаркий день, чтобы утолить жажду. Придет человек, разыщет то заглохшее место, раздвинет заросли и тихо ахнет: давно никем не замутненная, прохладная вода необыкновенной чистоты поразит его своим спокойствием и глубиной своей. И увидит он в том роднике и себя, и солнце, и небо, и горы... И подумает тот человек, что грех не знать такие места, надо и товарищам рассказать об этом. Подумает и забудет до следующего раза. Вот так иной раз и в жизни бывает. Но на то она, наверно, и есть жизнь...»
17 Образец литературного письма Название _____________________ Автор _______________________ Напишите письмо другу от лица главного героя, Дюйшена, с описанием наиболее важных событий, произошедших с ним _____________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ имя ____________________________________