ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ - теория Долматова Людмила Алексеевна, преподаватель кафедры дошкольного образования СПб АППО 2011 г.
МЕТОД ПРОЕКТОВ развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Необходимо научить детей: самостоятельно мыслить, проявлять творческую инициативу находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умению прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умению устанавливать причинно- следственные связи.
Термин «метод» происходит от греческого methodos. Слово состоит из двух частей: meta (после, вне, за пределами) и hodos (путь). Потому метод выступает, собственно, как путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению нужного результата. Л.А. Д.
К истории вопроса Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Нач. XX столетия - метод проблем, разработан америк. философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании Идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию
Джон Дьюи Процесс познания включает 4 стадии: 1.Обоснование проблемы подлежит разрешению 2.Выдвижение гипотез и альтернативных способов или методов решения данной проблемы 3.Прогнозирование последствий, которые возникнут в результате реализации той или иной гипотезы 4.Выбор оптимального решения данной проблемы
Станислав Теофилович Шацкий (Россия, нач. 20 в.) выделяет «основные компоненты метода проектов: 1)реальный опыт обучаемого, который должен быть выявлен педагогом; 2)организационный опыт (организованные занятия для воспитанников на основании того, что знает педагог об опыте ребенка); 3) соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания); 4) упражнения, дающие для ребенка «навыки».
Метод проектов Проект – предприятие, направленное на получение нового, уникального результата, ограниченное временем и ресурсами. Американское руководство по управлению проектами
Что мы понимаем под методом проектов Педагогические ориентиры смещаются: от приобретения готовых знаний в сторону синтеза, «выращивания» новых знаний, овладения методологией их постижения и применения, освоения способов продуктивной деятельности, рефлексии, поиска личностных смыслов. Формируется установка на исследовательскую позицию личности, активный характер ее взаимодействия с познаваемой реальностью.
Овладение различными методиками творческой деятельности Стимулирование познавательной, творческой деятельности обучающихся Использование различных видов диалога Игровое взаимодействиеОпора на воображениеАналогии и метафоры Актуализация и системное объединение всех каналов восприятия информации у детей: зрительных, слуховых, кинестических ( ощущения) Вариативность (поле возможностей) Развитие восприимчивости, чувствительности, широты и насыщенности восприятия окружающей действительности
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки: Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. Исследовательский проект, игровой, практико- ориентированный, творческий. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта это характерно для телекоммуникационных проектов). Характер контактов (среди участников одного ОУ, класса/группы, города, региона, страны, разных стран мира). Количество участников проекта. Продолжительность проекта.
ОСНОВНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП Стимулирование познавательной деятельности воспитанников/обучающихся, использование различных видов диалога, игрового взаимодействия, опору на воображение, аналогии и метафоры, развивать творческий потенциал личности.
Позволяют максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир собственного ребенка – взрослые и дети становятся ближе друг другу. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ Л.А. Д.
ЛИТЕРАТУРА Овсейчук О.Н. Положение о проектной деятельности //Практика админостративной работы в школе. – 2007, 6. - с Ильясов Д.Ф. Особенности проектирования образовательных программ в школе //Школьные технологии. – 2004, 5. – с. 89 – 93 Корчажкина О.М. Реализация педагогческихпроектов в общеобразовательной школе // Педагогика. – 2008, 8. – с Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова; под ред Е.С. Полат. – 3-е издание, испр.и доп.. – М.: Академи, – 272с.
Успехов в работе!