Проблема социализации личности в детском доме Выступление на семинаре Соболева О.М., зам. дир по ВР детского дома 23, 2 декабря 2010
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Важнейшей задачей воспитания является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной социализации на рынке труда».
Современная трактовка социализации личности И.С. Кон: «Это усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры, в ходе которого создается конкретная личность».
Одна из главных целей образования Социализация личности рассматривается как процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит.
Основные этапы социализации личности первичная социализация или социализация ребенка; маргинальная (промежуточная) или псевдоустойчивая социализация – социализация подростка; устойчивая, т.е. концептуальная, целостная социализация, которая знаменует собой переход от юношества к взрослости; социализация зрелого индивида как активного трудоспособного члена общества
Социальная компетентность Социальная компетентность - это интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Направления деятельности Д/дом Педагогическое Медико- социальное Социально- педагогическое Коррекционно- развивающее Социальное Патронирующее
Микрофакторы учебно-воспитательный процесс социальное содержание образования школьный и классный коллективы неформальные группы учащихся школьные молодежные объединения и отряды кружки, создающие социально- психологическую атмосферу сеть межличностных отношений личность педагога характер и стиль взаимоотношений между учителями и учениками духовные традиции школьной жизни
Критерии социальной компетентности подростка Осведомленность в способах продуктивного взаимодействия в социуме: знание норм и правил общения и поведения в обществе. Мотивация: Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, преобладание мотивов достижения успеха, ценность творчества, ценностное отношение к себе и другой личности знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности и собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха.
Критерии социальной компетентности подростка Сформированность умения ориенироваться в социокультурном пространстве: Навыки и способы социально значимой деятельности, умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения. Навыки проблемно-разрешающего поведения
Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной программы обучающегося, помощь в формировании образовательного заказа; помощь учащемуся в овладении способами освоения культуры (исследованием, проектированием, творчеством) через организацию рефлексии учащегося над его деятельностью; включение старшеклассников в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов); помощь в осознании возможностей и образовательных перспектив, связанных с профессиональным будущим; проведение психологических тренингов, профессиональных и личностных консультаций; расширение образовательного пространства учащегося как пространства пробы себя, своих возможностей.
ВЕДУЩИМ МОТИВОМ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА ЯВЛЯЕТСЯ СТРЕМЛЕНИЕ НАЙТИ СВОЕ МЕСТО СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ Формирование коммуникативных навыков – одна из основных приоритетных задач образования
Модель выпускника ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ –НАЛИЧИЕ СКЛОННОСТЕЙ, ИНТЕРЕСОВ, ИНТЕЛЛЕКТА. ОПТИМИЗМ! ВОЛЯ! НАСТОЙЧИВОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ) УСТОЙЧИВОСТЬ К НЕПРЕДВИДЕННЫМ СИТУАЦИЯМ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕГУЛЯЦИИ. ЗНАНИЕ СВОЕГО ТЕЛА, УМЕНИЕ УХОДА ЗА НИМ, НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ. УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ, ГИГИЕНА ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ. УМЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДРУГИМИ ЛИЦАМИ, НАВЫКАМИ ОБЩЕНИЯ. ВЗРОСЛОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ. СПОСОБНОСТЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ НЕГАТИВНЫМ ВЛИЯНИЯМ. ВЫРАБОТКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ. НАВЫКИ И ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕКОЙ ЗАЩИТЫ.
Социально-педагогические задачи образовательной системы как института социализации освоение учащимися нормативного поведения; - построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.
Среда-это то, среди чего находится подросток, посредством чего формируется его образ жизни, реализуются личностные потребности, побуждения, наклонности и интересы. Частью этой среды является школа и семья
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРУЕТ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ПОДРОСТКА Навыки конструктивного общения Навыки формирования гармоничных межличностных отношений Навыки целеполагания и стратегии принятия решения в социальной группе Навыки саморегуляции
Экскурсия Консультация Профпроба Диспут Тренинг Конференция Дискуссионный клуб Деловая игра Занятие Создание в детском доме психологической развивающей среды
Работа психолога по социализации в детском доме психодиагностическая работа развивающая, коррекционная работа коррекционная работа просветительская и консультативная работа
Социальное проектирование Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта.
Типы проектов для формирования социальной компетентности подростков Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем
СОЦИАЛЬН0- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЗАДАЧ ПРОЕКТА МОТИВИРОВАТЬ К ОБЩЕНИЮ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ РАСКРЫТЬСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СФОРМИРОВАТЬ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОДРОСТКА О САМОМ СЕБЕ И ДРУГ ДРУГЕ СПОСОБСТВОВАТЬ УЛУЧШЕНИЮ ПОНИМАНИЯ ПОВЫШЕНИЕ СТЕПЕНИ ПРИНЯТИЯ СЕБЯ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ.
Целевые ориентиры коррекционно- развивающей работы воспитанник должен положительно относится к себе, уважать и принимать себя, понимать свою индивидуальность и самоценность; знать особенности своего характера, знать, какие способности у него развиты лучше и в каких видах деятельности он скорее достигнет успеха; у ребят должен быть восстановлен разорванный временной ряд: связь их прошлого, настоящего и будущего
Цель внеучебной деятельности: формирование единого образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития ценности здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся посредством интеграции ресурсов детского дома и выстраивания индивидуальной образовательной программы обучающихся
24 «Мое образование» «Мой дом» «А вдруг что случится…» «Мой досуг «Мои деньги» «Моя работа» «Экономикадомашнегохозяйства» «Мои права» «Мое общение» «Мое здоровье» Сетевая образовательная программа «Подготовка к практической жизни»
Педагогическое сопровождение За период социально-психологической и педагогической коррекции с воспитанниками удалось достичь: улучшение настроения, самочувствия, увеличение активности; положительную динамику в когнитивной сфере – большинство детей хорошо справляются со школьной программой; снизилась личностная тревожность; увеличился уровень субъективного контроля; изменились интересы и качество эмоций; улучшилось настроение к себе, к другим, к своему будущему
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: улучшение эмоционального состояния снижение беспокойства и агрессивности снятие нервного возбуждения и тревожности нормализация сна активизация мозговой деятельности ускорение восстановительных процессов после заболеваний