История финансовой мысли и налогов Федосова Татьяна Викторовна
Структура курса 1. ИСТОРИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ 2. ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 2.1. Общая теория налогов 2.2. Принципы налогообложения 2.3. Принципы распределения налогового бремени 2.4. Теории единого налога 2.5. Переложение налогов 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА 3.1. Классификация налогов 3.2. Налоговая система. Содержание и принципы построения 3.3. История налоговой системы 3.4. Влияние налогов на народное хозяйство 3.5. Исчисление тяжести налогообложения
1. ИСТОРИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ Финансовая наука возникает одновременно с политической экономией в XV столетии в городах северной Италии, переживавших экономический и культурный рост.
XV век ЛичностьДеятельностьВклад Диомеде Карафа ( умер в 1487 г.) Италия руководил финансовым хозяйством неаполитанск ого королевства при Альфонсе Аррагонском Государственные расходы делятся на три группы : расходы по обороне страны, расходы по содержанию государя, расходы по удовлетворению чрезвычайных потребностей. Он считал необходимым в мирное время накапливать средства на случай войны. Рекомендовал отмену обложения вывоза товаров. Основой бюджета должны быть домены, что государь не должен истощать народ большими поборами, что налоги должны быть только чрезвычайным источником.
Домен ( фр. domaine) область ; единица структуры владения короля либо какого - либо феодала в Средние века. фр. фр. С экономической точки зрения, прямые государственные доходы - это такие доходы, которые государство, провинция или община непосредственно извлекают из своего имущества. Прямые или имущественные государственные доходы составляют фискальное имущество или домены в широком смысле слова. В узком смысле государственные имущества включают недвижимые богатства : недвижимые имущества казны и обработанные земли, леса, рудники и т. д. К фискальному имуществу также относятся движимые богатства : военные приспособления ( оружие, корабли, лошади ), домашняя обстановка, карты, книги, картины, статуи.
Первый вид чрезвычайных доходов - продажа государством доменов, отчуждение их в частную собственность.
Термин финансы этимологически берет свое начало от латинского finis, т. е. конец. В средневековой латыни это слово употребляли для обозначения срока уплаты, а затем и для обозначения документов, доказывающих погашение долга, которыми заканчивалась сделка. Впоследствии всякий принудительный платеж стал обозначаться этим же термином. Отсюда и появился термин финансы как принудительный платеж публично - правовой организации.
XVI век ЛичностьДеятельностьВклад Ж. Боден ( ) Франция сочинение « Шесть книг о республике » (1577) в свою систему финансов включает семь источников дохода государя : 1) домены, 2) военная добыча, 3) подарки дружественных государств, 4) дань с союзников, 5) доходы от торговли, 6) пошлины с вывоза и ввоза товаров и 7) дань с покоренных народов.
Ж. Боден считал Основой системы хороших финансов являются доходы от доменов и таможенное обложение. К налогам, по мнению Ж. Бодена, следует прибегать только в исключительных случаях. Он считал налоги опасным средством, ссорящим короля с его подданными, побуждающим их к восстаниям. Говоря о расходах государства, он считал, что собранные ресурсы следует тратить на содержание королевского двора, благотворительность, содержание армии, постройку крепостей, городов и общественных зданий. Заслуга раннего меркантилизма - в лице Ж. Бодена - состоит в том, что была сделана первая попытка определения предмета финансовой науки как науки о финансах государства.
XVII век ЛичностьДеятельностьВклад Т. Гоббс ( ) и Д. Локк ( ). работа « Левиафан » 1642 г. 1.Т. Гоббс писал об абсолютном праве государей облагать подданных налогами, но вместе с тем указывал на необходимость соблюдать умеренность и равномерность в распределении налогов, отдавая предпочтение косвенным налогам, что стало господствующим мнением в Англии. 2.Д. Локк считал, что вместо разнообразных налогов лучше установить один - поземельный. Эти выводы Д. Локка были близки к физиократической идее единого налога. В конце XVII столетия под влиянием Д. Локка в общественном мнении Англии происходит поворот в сторону прямых налогов.
В. А. Лебедев, оценивая значение финансовой науки XVII века, подчеркивает, что « два противоположных учения Гоббса и Локка были как бы двумя полюсами, около которых долгое время вращалась мысль теоретиков ». Дискуссии экономистов XVII века о научных основах налогообложения позволяют автору высказать мнение, что эпоха позднего меркантилизма положила начало развитию концепций налогообложения.
В особый ряд надо поставить основателей классической политической экономии У. Петти ( ) - в Англии, П. Буагильбера ( ) - во Франции. У. Петти ( ) работой « Трактат о налогах и сборах » (1662) сделал новый шаг в развитии финансовой науки. Понятийно - экономический анализ и обобщение практики налогообложения позволило У. Петти достаточно системно изложить свои теоретические взгляды на госрасходы и налоги. У. Петти с понятием налога связывал исключительно денежные взносы населения. После доменов, налоги занимают второе место по источникам покрытия государственных расходов. У. Петти не отдавал предпочтения прямым или косвенным налогам, а фактически писал о системе налогов, основанной на сочетании тех и других. У. Петти дал характеристику каждому виду налога, не отвергая в принципе ни одного из них. Из прямых налогов он назвал поземельный налог, подушный налог, по исчислению которого он предлагал более простые и надежные методы. Специальную главу посвятил десятине, которая, по его мнению, не являлась налогом из - за уплаты ее натурой, но считал, что она могла бы быть идеальным налогом - « равномерным и беспристрастным » - для покрытия всех государственных расходов. Косвенные налоги он классифицировал в две группы : 1. Таможенные пошлины, занимающие по значимости второе место после поземельного налога ; 2. Акцизы, которые он фактически категорирует в налоги на потребление.
Вклад У. Петти, по мнению автора исследования, состоит в том, что он впервые вопрос о предмете финансовой науки рассмотрел в единстве государственных расходов и доходов, не ставит еще налоги в качестве основного источника госдоходов, но его попытка к выяснению принципов налогообложения позволяет считать, что У. Петти как один из основателей политической экономии заложил основы общей теории налогов.
П. Буагильбер П. Буагильбер в своем основном труде « Рассуждение о природе богатства » (1707), подчеркивая бедственное положение французского крестьянства, выступал за снижение его налогового бремени. П. Буагильбер предлагает радикальную по тем временам реформу налогообложения. « Не предлагая новых налогов на место существующих, он желает равномерности обложения, отмены податных привилегий, однообразия и упрощения системы налогов, твердой определенности их, общности, соразмерности с доходами плательщиков и наконец в особенности упрощения и понижения тех пошлин и налогов, которые мешают торговле и особенно вывозу ».
В отличие от У. Петти основатель политической экономии во Франции, по мнению автора, был одним из первых, кто поставил в один ряд финансовую теорию и финансовую политику. Он поставил вопрос о практической значимости финансовой науки, разработав проект кардинальной налоговой реформы во Франции.
Германия По оценке финансистов XIX в., немецкие камералисты - своеобразное ответвление меркантилизма, развившееся под влиянием финансового хозяйства Германии, которое из - за отсталости народного хозяйства строилось еще на доходах от доменов. Поэтому учение о доменах было ядром для всего учения о финансах. Управление коронными имуществами требовало определенного запаса сведений. Группировкой этих сведений и занимались немецкие камералисты. Термины « камеральный », « камеральные науки », « камеральные знания » берут свое начало от латинского слова camera - свод, крытая повозка, крытое помещение, а в переносном смысле - казна.
XVIII век ЛичностьДеятельностьВклад Ф. Юсти и И. Зонненфел ьс ( ) Книга Ф. Юсти « Государствен ное хозяйство » (1752) предмет финансовой науки. Пять основных руководящих правил : 1) заботиться о безвредном собирании госдоходов и потому взимать их с доходов подданных ; 2) не затрагивать сборами сути их имущества ; 3) расходы соотносить со свойствами имущества государства ; 4) употреблять его исключительно для пользы государства ; 5) вести камеральные дела с возможно большею точностью. Учение о камеральном деле делится на 3 части : 1) о приобретении доходов государством ; 2) о расходах ; 3) о связи и управлении камеральных дел. Государственные доходы подразделены на обыкновенные, случайные и чрезвычайные. Обыкновенные доходы : 1) домены ; 2) регалии ; 3) налоги.
Суждения Ф. Юсти о налогах сводятся к основным принципам налогообложения : 1) они не должны вредить свободе, кредиту и промышленности подданных ; 2) должны быть равномерны ; 3) иметь прочное основание ; 4) должны избегать большого числа касс и служащих ; 5) взимать малыми долями и в удобное время.
В 1766 г. Ф. Юсти издал первое методическое сочинение « Система финансового хозяйства », в котором изложил основные положения финансовой науки. Содержание финансовой науки Ф. Юсти разделил на две части : 1) основы государственных доходов и их взимание ; 2) расходы и камеральное управление.
Ф. Юсти. Налоги - это « взносы подданных из их имущества, даваемые при недостаточности доходов от доменов и регалий на необходимые расходы государства ».
Регалии - это доходные права, исключительно принадлежащие верховной власти или государству. Регалии - это доходные права, исключительно принадлежащие верховной власти или государству. Регалии составляют нечто среднее между податями и доменами. С доменами регалии объединяет то, что они принадлежат к системе частного хозяйства, потому что если государство имеет известный промысел, фабрику, то оно должно вложить в нее средства и приемы, которые приносит и каждый частный человек, именно капитал и труд. Особенность регалий заключается в том, что конкуренция здесь вовсе не допускается или она ограничивается известными пределами.
Доходность, как и в доменах, зависит от вкладываемого государством капитала. Чем больше капитал, тем больше доход, но есть в регалиях и другая сторона, которая сближает их с податями и налогами. Подати и налоги исключительный доход государства. Так же и в регалии : государство производит продукты и продает их по цене, которая выше по сравнению с ценой продуктов частного производства. Этот излишек между ценой производства и ценой продажной и составляет налог ( акциз ), который уплачивается потребителем при покупке государственного товара. Итак, регалии, с одной стороны, домены, а с другой налоги. Они совмещают в себе тот и другой источники дохода. Л. Косса называет регалии фискальными монополиями и указывает некоторые их виды : соляная, табачная, монополия на лото и прочие азартные игры, монополия на порох, на алкоголь ( в России питейная регалия ), керосин, спички и т. д.
XVIII век ЛичностьДеятельностьВклад Ф. Юсти и И. Зонненфел ьс ( ) Книга Ф. Юсти « Государствен ное хозяйство » (1752) предмет финансовой науки. Пять основных руководящих правил : 1) заботиться о безвредном собирании госдоходов и потому взимать их с доходов подданных ; 2) не затрагивать сборами сути их имущества ; 3) расходы соотносить со свойствами имущества государства ; 4) употреблять его исключительно для пользы государства ; 5) вести камеральные дела с возможно большею точностью. Учение о камеральном деле делитсяна 3 части : 1) о приобретении доходов государством ; 2) о расходах ; 3) о связи и управлении камеральных дел. Государственные доходы подразделены на обыкновенные, случайные и чрезвычайные. Обыкновенные доходы : 1) домены ; 2) регалии ; 3) налоги.
Физиократы Глава школы физиократов Ф. Кенэ ( ) разработал знаменитую экономическую таблицу. В ней Ф. Кенэ изобразил в виде единого целого весь общественный процесс воспроизводства, обращения, распределения и потребления продуктов. Он первым показал условия возможности непрерывного производственного процесса. Он дал таблицы простого воспроизводства, но в примечаниях к схеме видно, что он отчетливо представлял и расширенное воспроизводство, и суженное. Ф. Кенэ ставил сужение воспроизводства в тесную связь с обложением.
Значение физиократов для последующего развития финансовой науки также состоит в той критике, с которой они обрушились на существующий финансовый строй : они протестовали против произвольности налогов, против их многочисленности, тормозящей экономическое развитие.
Финансовые теории находят более прочное обоснование и целенаправленное развитие благодаря успехам политической экономии, которую А. Смит возвел в достоинство науки своими « Исследованиями о природе и причинах богатства народов » (1776). У него отсутствуют термины « финансы » и « финансовое хозяйство ». Но в отличие от предшественников он включает в народное богатство не один, а три источника : землю, труд, капитал, доходы, с которых и обеспечивают государственное хозяйство финансовыми ресурсами.
А. Смит « Исследования о природе и причинах богатства народов » Книга состоит из трех глав : 1) о государственных расходах ; 2) о государственных доходах ; 3) о государственных долгах.
Д. Рикардо Самый даровитый ученик А. Смита, Д. Рикардо, в своем сочинении « Начала политической экономии и налогового обложения » (1817) создал новую во многих отношениях теорию налогов, стоящую в непосредственной связи с его теорией ренты и заработной платы. В соответствии с этой теорией все налоги уплачиваются в конечном счете из прибыли капиталиста и лишь некоторые - из поземельной ренты ; всякий налог, падающий на народную массу, будет переложен на предпринимателей и поэтому главным источником государственных доходов является прибыль капиталиста. Эта теория не только получила широкое распространение в финансовой науке, но и нашла применение в действующих законодательствах.
XI Х век ЛичностьДеятельностьВклад К. Родбертус, К. Маркс, Ф. Лассаль, Л. Штейн, А. Шеффле, А. Вагнер, К. Pay Первое издание учебника К. Pay « Основные начала финансовой науки » датируется 1832 г., шестое г. « Учебник политической экономии » под названием « Наука о финансах » ( ) Наиболее тиражируемым ( издавался 18 раз ) явился учебник профессора Эрлангенского ( Германия ) университета К. Т. Эеберга « Очерки финансовой науки » (1882).. Задача писателя по финансовой науке, по мнению П. Леруа - Болье, состоит лишь в том, « чтобы указать, каким образом государство может добывать нужные ему средства, щадя по возможности интересы частных лиц и сохраняя справедливость ». Общая теория бюджета. Кредит.
« Среди общественных союзов государство по своему большому, обнимающему всю страну кругу влияния, по своей культурной и цивилизаторской силе выделяется так значительно, что финансовая наука до сих пор почти исключительно занимается его хозяйством, и под выражением « финансовая наука » понимается обыкновенно наука о государственных финансах ». К. Т. Эеберг и Л. Косса считали финансовую науку самостоятельной наукой, которая должна учитывать не только принципы политической экономики, но и государственного права и политики.
2. ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Финансовая наука на протяжении длительного времени, включая и начало XX в. изучала прежде всего государственное хозяйство
2.1. Общая теория налогов реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. Поэтому исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. В свое время П. Прудон верно подметил, что « в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве ».
История налогов показывает нам двоякое происхождение налога во - первых, налог, возникший из контрибуции и дани, это – преимущественно налог на побежденных, иностранцев или просто на угнетенные классы, которые нередко принадлежали к другой национальности, чем господствующие классы – налог феодального общества. Второй тип налога, возникший после появления постоянного поиска, носит совершенно другой характер, он устанавливается после долгих переговоров с участием различных представительных учреждений, парламентов и т. д. - налог буржуазного общества »
Из истории явствует, что налоги – это наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» ( помощь ) и носили временный характер. Еще в первой половине XVII в. английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.
Б. Франклин известный политический деятель Северной Америки Б. Франклин ( ) мог сказать, что « платить налоги и умереть должен каждый ».
К. Маркс : « Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов »
Возникновение теорий налогов Когда же население примирилось с налогами и налоговая система прочно укрепилась как основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Они основывались на идее невмешательства государства в экономику, на идее непроизводительного характера государственных услуг. Теории давали обоснование налога и его определение.
Индивидуалистические теории налогообложения теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги - возмездия, атомистическая теория, исходящая из частноправового взгляда на государство.
Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений. Не отделявшееся от личного хозяйства короля государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов, поступлениями налогов и пошлин, которыми покупались военная и юридическая защита и другие функции правительственной власти. При таких условиях теория обмена услуг являлась формальным отражением существующих отношений
Атомистическая теория возникла в эпоху просвещения в XVII-XVIII вв., ее родина – Франция. Вобан (1707) и особенно Монтескье (1748) рассматривают налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги. « Совершенно ясно и признано всеми, – читаем у Вобана, – что все подданные государства нуждаются в его защите, без которой они не могут существовать », и не менее ясно, что « государь, глава и правитель страны, не может дать им эту защиту ; если подданные не доставляют ему необходимых для этого средств ».
Теория « фискального договора » Параллельно с теорией « общественного договора » разрабатывается теория « фискального договора », по - своему объясняющая сущность и смысл обложения. В силу первой, люди объединились в государства для охраны жизни, свободы и имущества каждого, на основании второй – все участники для этой охраны и за эту охрану « отдают часть своего имущества, чтобы быть уверенными в другой части и спокойно пользоваться ею ». Монтескье определял налог как « часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием ». Мысль эту в той или иной форме затем поддержат многие философы и государственные деятели. Мирабо писал, что « налог есть предварительная уплата за предоставление защиты общественного порядка ». В XVIII в. национальное собрание Франции в одной из своих « прокламаций » называло налог « общим долгом всех граждан и иеной тех выгод, которые доставляет им общество ». По словам Вольтера, « уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное ». Государство прекращает войну всех против всех, и налоги являются той иеной, которой покупается этот мир, – читаем у Гоббса (1651).
Теория страхования В XVIII в. появляется идея налога как страховой премии. При этом одни считали, что налогоплательщики выступают как члены страхового общества, а другие - что плательщик налога похож на коммерсанта, который страхует свой товар от риска, связанного с опасностями мореплавания, и уплачивает страховую премию. Во второй половине XIX в. французский экономист А. Тьер развил эту идею в теорию налога как страховой премии, которая нашла своих последователей - Э. де Жирардена, Д. Мак - Куллоха и т. д. По теории А. Тьера общество образует как бы страховую компанию, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу потому, что издержки охраны и защиты должны распределяться по сумме охраняемой собственности.
Особое место в индивидуалистических теориях налога занимает классическая школа в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога.
Взгляды А. Смита на налог не сгруппированы еще в систему, у него нет даже определения налога, но он первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему непоследовательностью, оказавшейся на самом деле гениальной. « Материальное, вещное воззрение на хозяйство, считающее производительным трудом только такой, который овеществляется в предметах, обладающих меноспособностью, такое воззрение должно было стать во враждебное отношение к налогу, окупающему услугу государства, видя в нем отклонение народных ресурсов от содержания производительного труда, а это воззрение имеет своим отцом А. Смита ». Алексеенко М. М. Взгляд на развитие учения о налоге. Харьков. 1870, с.1.
Теория о непроизводительности государственных услуг А. Смита « Расходы правительства по отношению к подданным то же, что издержки управления относительно хозяев большого владения, обязанных участвовать в этих издержках в размере доходов, получаемых каждым из этого владения » В трактовке налога А. Смит стоял на позициях теории обмена, эквивалента.
Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий : теории жертвы, теории коллективных ( общественных ) потребностей Эти теории трактован и налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность, вытекающую из самой идеи государства и из тех коллективных потребностей, которые удовлетворяются государством.
Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. Саму идею налога как жертвы мы находим у физиократов при обосновании единого поземельного налога : « Если государство всем народным богатством, всем своим достоянием обязано земле, природным силам, то и все жертвы, которые государство может требовать от народа, должны быть получены из этого же источника »
Н. Канар Французский экономист Н. Канар в книге « Принципы политической экономии » (1801) развивает идею о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства при уплате налога. Б. Г. Мильгаузен говорил, что « податями и налогами в тесном смысле слова называются те пожертвования, которые подданные дают государству ». Он считает, что эти « пожертвования » объективны, так как « вытекают из самого понятия о государстве, из идеи об отношении верховной власти к членам его »
Теория коллективных потребностей Идея принуждения со стороны государства, идея определенной доли или оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика нашла свое развитие в теории коллективных ( общественных ) потребностей. Теория коллективных потребностей отразила реалии последней четверти XIX - начала XX в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования соответствующего увеличения налогового бремени. Селигман Э. и Стурм Р. Этюды по теории обложения. СПб., 1908, с. 9.
Л. Штейн, А. Шеффле Немецкой школе ( Л. Штейн, А. Шеффле ) принадлежит заслуга признания за государством его экономических функций, осуществление которых требует взимания налогов. Представители ее впервые четко высказали « реальное, хозяйственное воззрение на государство », означающее полное признание производительного характера государственных услуг, отказ от понимания налога как убытка общества.
Ф. Нитти В соответствии со своими взглядами на экономическую роль государства Ф. Нитти дает и обоснование налогов : « Имеются неделимые общественные услуги, как например, внутреннее спокойствие и внешняя безопасность, правосудие, общественная гигиена, охрана территории. Так как в этом случае не применимы пошлины, то есть вознаграждение за специальные делимые услуги, то необходимо, чтобы общие расходы покрывались налогами » Ф. Нитти вводит понятие « общественных неделимых услуг », платой за которые и являются налоги : « Существуют коллективные потребности, отличные от индивидуальных.
Россия В советской России 20- х гг. финансовая наука в лице А. А. Буковецкого, Андрея Соколова, П. В. Микеладзе придерживалась теории коллективных потребностей.
М. И. Фридман М. И. Фридман, подвергнув критическому анализу ряд определений налога, заключает : « Налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства или общины, поскольку эти сборы не являются уплатой за специальные услуги государства или общины. Это определение отличает налог как от пошлины, так и от государственных доходов частно - правового характера
Э. Селигман Американская школа в лице Э. Селигмана в своем определении налога указывает на отсутствие непосредственной выгоды у плательщика при уплате налога : « Налог есть принудительный сбор, взимаемый государством с отдельного лица для покрытия расходов, вызванных общегосударственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика »
Этимологическая иллюстрация исторического процесса эволюции взглядов на природу налога ( по Э. Селигману ): « Вначале господствующей является идея дара. В средние века индивидуум делает подарок правительству. Идея дара находит свое выражение в латинском термине donum и в английском - benevolence. На второй ступени правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке. Этой идее соответствовало латинское слово precarium, которое употреблялось на континенте несколько столетий, также и германское Bede ( от beten – просить ). На третьей стадии мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству. Эта идея нашла себе выражение в латинском adiutorium, английском aid и французском aide. На четвертой стадии появляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего - либо в интересах общественного блага. Эта идея видна из старо - французского gabelle, в современном немецком Abgabe, в латинском – dazio. На пятой стадии у плательщика развивается чувство долга, обязанности, которому соответствует английское duty. Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства. Эту идею мы видим в английском impost или imposition, также как во французском impot, и итальянском imposta. На седьмой и последней стадии мы видим идею определенной доли или оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика. Эту идею видим в средневековом английском термине scot ( выражение ; быть «at scot and lot»), которое представляет собой видоизмененное немецкое schoss или скандинавское skatt. Немецкое Schatzung ( или оценка ), бывшее в употреблении в начале столетия »
Советская финансовая наука в 20- е гг. придерживалась определений налога, господствовавших в западной финансовой науке. « Налогами называются принудительные сборы, взимаемые государством или уполномоченными им публично - правовыми органами в силу права верховенства, без какого - либо эквивалента со стороны государства, на основании изданного закона и идущие на покрытие общегосударственных потребностей »
Советская финансовая Энциклопедия (1924 г.) « налоги - принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства ». В годы торжества марксизма в финансовой науке все определения налога свелись к идеологическому, классовому содержанию, к определению налога как инструмента эксплуатации в буржуазных государствах.
П. Самуэльсон Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками, была полностью принята кейнсианцами и неокейнсианцами с поправкой на « общественные потребности » вместо « коллективных ». Лауреат Нобелевской премии в области неоклассического синтеза П. Самуэльсон в учебнике « Экономика » пишет, что неуклонно возрастающая роль государства объясняется дальнейшим развитием общественных потребностей и необходимостью их удовлетворения.
учебник К. Р. Макконнелла, С. Л. Брю « Экономикс »: « Налог - принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег ( или передача товаров и услуг ), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия »
2.2. Принципы налогообложения Выяснив природу налога, мы сразу озадачиваемся следующим вопросом : что облагать налогом, какую часть продукта, доход или капитал ?
А. Смит 1) подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т. е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства ; 2) налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому ; 3) каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика ; 4) каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства »
О. Мирабо (1761), Ф. Юсти (1766) П. Верри (1771) обосновывали принципы : равномерности обложения, точного определения налогов законом, удобства для плательщика, возможно меньших расходов взимания
А. Вагнер 1) достаточность обложения 2) эластичность ( подвижность ) обложения 3) надлежащий выбор источника обложения, то есть, в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целом, 4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и с условиями их переложения. 5) всеобщность обложения 6) равномерность. 7) определенности обложения, 8) удобства уплаты налога 9) максимального уменьшения издержек взимания.
Практика Борьба за равномерное распределение налогового бремени привела к тому, что к началу XX в. налоги на собственность ( капитал ) заняли ведущее место в доходах бюджетов ведущих капиталистических стран. В США в 1902 г. налоги на собственность составили 41,8% всех налоговых поступлений. В XX в. финансовая наука и практика сумели решить проблему социальной справедливости и защиты интересов капитала одновременно, превратив индивидуальный подоходный налог в основной источник налоговых поступлений. В США в 1986 г. поступления от подоходного налога составили 60,5% общей суммы налогов, а от налога на собственность – 8,5%.
Ф. Нитти налоги не должны мешать развитию производства
А. Лаффер Решение вопроса о высоте налогообложения было найдено американским экономистом А. Лаффером в середине 70- х гг. в рамках теории предложения, которая была основана на идеях неоклассической школы. Он установил математическую зависимость дохода бюджета от налоговых ставок. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный бюджет из - за быстрого сужения налогооблагаемых доходов. В итоге высокие налоги, по выводам А. Лаффера, оказывают сдерживающее влияние на предложение труда и капитала, что и было учтено при проведении налоговых реформ в 80- е гг.
Принципы налогообложения, разработанные в XVIII-XIX вв., с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики XX в. не утратили своего значения, и сформулированы следующим образом : « Справедливость налогообложения в вертикальном и горизонтальном аспектах.
Вертикально и горизонтально налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, то есть что с повышением дохода ставка налога увеличивается. единая налоговая ставка для лиц с одинаковыми доходами
Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность индивидов и предприятий. Нейтральность налогообложения предполагает равновеликость налоговых изъятий независимо от сфер приложения капитала и видов экономической деятельности. Простота налоговой системы выражается в легкости и доступности для широких кругов техники подсчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности
Теоретическое обоснование источника налогообложения позволяет рассмотреть юридические аспекты налога, его элементы : понятие объекта и источника обложения, субъекта и носителя налога. В начале XX в. эти вопросы были четко разработаны финансовой наукой и утверждены в законодательном порядке.
« Предмет, на который падает налог, называется объектом обложения ; в подоходном налоге объектом будет доход, в поземельном – земля, в промысловом – предприятия, в соляном – соль и т. д.»
Масштабом обложения называется та единица, которая кладётся в основу измерения налога ; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.
Единицею обложения называется самая мера, с которой исчисляется налог : со стольких - то десятин столько - то, с каждого окна ( подомовый налог ), с каждой сотни рублей. Разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица измерения берется как принцип ( в промысловом налоге, например, сбор со станка, а не с рабочего, не с дохода, не с капитала и т. д.), единица обложения берется как мера ( с каждого станка столько - то ).
Субъект налога - лицо, которое вносит налог. Субъект или плательщик налога не всегда является действительным носителем его, ибо часто он перекладывает налог на других, иногда это переложение прямо имеется в виду, и государство, которое формально берет налог с данного лица, зная и даже имя в виду, что в действительности налог падает на других лиц ; например, облагая ввозной пошлиной керосин и собирая эту пошлину за импортера, государство знает, что налог будет переложен на потребителей керосина »
2.3. Принципы распределения налогового бремени Идеи справедливости в налогообложении Принцип общности и равномерности Теория распределения налогового бремени Теории пропорционального и прогрессивного налогообложения Переход к подоходному налогообложению Прогрессия в подоходном налоге Условия перехода к подоходному налогообложению Минимум, свободный от налогообложения
Подоходным налогом называется тот налог, который берется с чистого дохода плательщика. Различают два типа подоходного налога : 1) общеподоходный, когда исчисляются в одной сумме все виды дохода плательщика и когда налог берется с этой общей суммы, и 2) парцеллярный подоходный налог, когда каждый вид дохода исчисляется отдельно и отдельно облагается.
В 20- е годы XX в. первый тип налога использовался в Германии, США ( Э. Селигман ), СССР ( И. Х. Озеров ) и в большей части других государств, второй тип применяли в Англии, Италии, отчасти во Франции.
К 20- м годам XX в. сложились простая поразрядная и относительная поразрядная формы прогрессии. При простой поразрядной прогрессии доходы разделялись на разряды или классы. В каждом разряде или классе указывалась низшая или высшая сумма дохода. Каждому разряду присваивалась определенная твердая налоговая сумма. Такую форму имела прогрессия в русском подоходном налоге 1916 г. При относительной поразрядной прогрессии доходы разделялись на разряды или классы, но каждому разряду присваиваюсь не определенная сумма налога, а процент обложения.
Эта форма прогрессии более сложная, так как она требовала точного определения суммы облагаемого дохода у каждого налогоплательщика. Примером использования такого прогрессивного обложения являлась Германия, где оно было введено с 1920 г. для акционерных обществ и других юридических лиц. Это был особый налог на корпорации. Обложение начиналось со ставки в 10% дохода и доходило до 60% для самых крупных доходов, но эти ставки назначались не на всю сумму дохода каждого разряда, а только на каждую следующую часть дохода. По закону 1922 г. первые 100 тыс. марок дохода облагались 10%, следующие 50 тыс. марок – 15%, следующие 50 тыс. марок – 20% и т. д. При сложной системе прогрессии доход делился на разряды и каждый разряд имел свою налоговую ставку.
В Англии до войны гг. взималось пенсов с каждого фунта стерлингов, после войны ставка основного подоходного налога повысились до 6 шиллингов. С 1910 г. этот пропорциональный налог был дополнен дополнительным налогом для доходов свыше 2000 фунтов ст. Эти доходы разделялись на разряды ( от 2 до 2,5 тыс., от 2,5 тыс. до 3 тыс., от 3 до 4 тыс., и т. д.). Каждый следующий разряд облагался налогом в повышающейся прогрессии от 7,5 до 30%.
Более удобный вид сложной профессии был принят в 20- е годы советским законодательством при обложении высокой зарплаты. Чтобы устранить скачки в обложении, которые возникали при сложной системе прогрессии при переходе от одной ступени к другой, была принята такая система, когда в каждой следующей ступени обложение распадалось на основное и дополнительное. Причем обложение основное составляло для каждой ступени предельную сумму обложения предшествующей ступени, а дополнительное обложение исчислялось лишь с той суммы, которая превышала доход следующей ступени.
В США для крупных доходов подоходный налог был введен в 1913 г. Он распадался на две части : нормальный и дополнительный. Первый взимался в размере 8% дохода, а второй - налагался в прогрессивно возрастающем размере : для дохода в 6–10 тыс. долл. – 1%, для дохода в тыс. – 2%, для доходов свыше 200 тыс. -50%.
Из истории подоходного обложения К началу XX в. венцом налоговой системы был признан подоходный налог и прогрессивная система налогообложения. Первый опыт подоходного обложения был осуществлен в Англии. Оно было введено в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. В 1802 г. подоходный налог был отменен под влиянием многочисленных жалоб, но уже в 1803 г. вынуждены были вернуться к нему, придав ему новую форму. В соответствии с законом доходы были разделены на 5 категорий, или шедул, и в каждой шедуле налог должен был взыскиваться по возможности с самого источника дохода, т. е. с того лица, которое уплачивает сумму, составляющую доход для получающей стороны. Например, налог на землевладельца или домовладельца взыскивался с арендатора или квартиранта, а последние удерживали уплаченную сумму из арендной платы.
Дефициты государственного бюджета и неплатежеспособность неимущих классов заставили министерство финансов Англии ввести в 1842 г. подоходное обложение. Оно оказалось настолько жизненным, что заставило английские правящие классы признать себя « постоянным членом » английского бюджета. Вместо 6% общих бюджетных поступлений в XIX в. подоходный налог после реформы 1910 г. давал их уже 25%
В Пруссии подоходный налог развивался из личного обложения. В гг. для сельских местностей был установлен личный налог на всех жителей старше 12 лет с единой ставкой в 0,5 талера. В 1820 г. был сделан новый шаг в направлении личного обложения. Вместо личного налога был введен классный налог. В 1821 г. плательщики налога были разделены по внешним суммарным признакам на 4 класса с тремя ставками налога в каждом : в 144, 96,48, 24, 18, 12, 8, 6,4, 3, 2 и 1,5 талера. Законом 1 мая 1851 г. был введен классный налог, в свою очередь классифицированный. Три главные класса налога подразделялись на 12 ступеней со ставками в : 0,5 талера, 1,2,3 – для первого ; 4,5, 6, 8 и 10 талеров – для второго ; 12, 16, 20 и 24 талеров – для третьего класса.
К первому классу относились все рабочие - ремесленники, прислуга и те земельные собственники и промышленники, которые доход от собственного хозяйства дополняли приработками в чужих хозяйствах. Второй класс составляли мелкие самостоятельные землевладельцы и промышленники, земельные арендаторы, государственные чиновники, наемные служащие. Третий класс – лица более состоятельные, чем зачисленные во второй класс, но доход которых не достигал талеров. Доходы свыше 1000 талеров облагались классифицированным налогом. Ставки налога за год составляли от 30 до 1200 талеров.
Германия и в 20- е годы сохранила личный характер подоходного обложения, что отличало его от английского с шедульным, реальным характером взимания у источника. В то время как английская система облагала отдельные части дохода плательщика, прусская система стремилась обложить весь доход целиком в руках самого плательщика. Отсюда важная роль декларации. Существовавшая в 20- е годы XX в. система подоходного обложения вела свое начато от классного подоходного налога, введенного законом 1820 г.
Первая своеобразная попытка ввести подоходное обложение в России относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвана резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики ; обложение начинаюсь с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10% чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться и налог был отменен в 1820 г.
В течение всего XIX в. подоходное обложение отсутствовало. В конце столетия раздавались голоса в пользу его введения, и в министерстве финансов составлялись соответствующие проекты, но сопротивление имущих классов было настолько сильно, что эти проекты не были проведены в жизнь. Взамен подоходного налога в 1893 г. введен был некоторый суррогат его в виде квартирного налога. Города России и некоторые поселения, согласно особой росписи, были разделены на 5 классов, классы – на разряды по цене квартир.
В первом классе обложение начиналось с цены квартиры в 300 руб., во втором и далее с 225, 150, 120 и 60. Обложение прогрессировало от 1,67% до 10%. Некоторые признаки подоходности были и в этом налоге, но признать его подлинно подоходным, было нельзя. Внешний признак – цена занимаемой квартиры – далеко не всегда указывала на высоту дохода данного лица ( семейный человек занимает более дорогую квартиру не потому, что его доход выше, а потому, что его семья больше ). Помещик, занимающий в своем поместье огромный дом, вовсе не платит квартирного налога ( он живет не в городе ). Чиновник, занимающий казенную квартиру, облагается не по действительной ценности квартиры, а по окладу « квартирных денег », присвоенных его должности ( а эти оклады были несоразмерно малы ). Православное духовенство было освобождено от уплаты налога независимо от цены занимаемой квартиры и т. д.
Настоящий подоходный налог установлен был лишь 6 апреля 1916 г. под влиянием тех требований, которые в связи с мировой войной предъявлялись к бюджету. Общеподоходный налог был построен по прусскому образцу. Законом были установлены многочисленные вычеты из дохода : издержки получения дохода, взносы хозяев по страхованию рабочих, отчисления на амортизацию, убытки от порчи имущества ( пожар и т. п.), проценты по долгам, пожертвования, страховые премии по страхованию жизни и на дожитие ( не свыше 300 руб. в год ) и т. д. Давались льготы по семейному положению при доходах до 4 тыс. руб. и по болезни при доходах до 6 тыс. руб. Промысловый налог на личные промысловые занятия и квартирный налог насчитывались при уплате подоходного и могли быть случаи, когда эти налоги полностью покрывали подоходную ставку, которая тогда и не вносилась. Ставки налога - прогрессивные ( от 0,82% до 10%).
Однако России в то время не суждено было увидеть подоходного обложения : закон 6 апреля 1916 г. вступил в силу с 1917 г. Первые декларации должны были быть поданы к 1 марта 1917 г. Декларации были поданы, но произошла революция, и первые поступления подоходного налога имели место уже в советской России в соответствии с декретом 16 ноября 1922 г. Первоначальная его структура оказалась неприемлемой по ряду причин, поэтому правительство уже Советского Союза издало новый декрет от 12 ноября 1923 г. о подоходно - поимущественном налоге с некоторым упрощением строения этого налога. В конце 1924 г. был разработан новый проект подоходного налога с учетом тех затруднений и недостатков, которые обнаружились за истекший год его применения.
Отметив особенности подоходного налога в Англии, Пруссии ( Германии ) и России, надо сказать и о степени его распространения. С 40- х годов XIX в. начинается широкое применение его в странах Европы, Америки, Австралии, включая колонии. В конце 20- х годов XX в. подоходный налог превратился в существенный источник налоговых поступлений большинства государств. В 1926/27 финансовом году доля подоходного налога в общей сумме налогов составила : во Франции - 62,6%, в США - 56,4 ( ), Англии - 45,3, Германии - 39,0% ( г.). Расчеты сделаны автором на основании : Соловей Г. Г. Государственные бюджеты, 1928, с
На исходе XX в. во всех странах используется система индивидуального общеподоходного обложения с различной степенью прогрессии. Доля индивидуального подоходного налога в общем объеме налоговых поступлений в 80- е годы составляла от 38% в Великобритании до 60,5% в США. В среднем по промышленно развитым странам индивидуальный подоходный налог дает от 25 до 50% всех бюджетных поступлений.
2.4. Теории единого налога В основе теории единого налога лежит правильная мысль, что налоги в конце концов уплачиваются из одного источника – доходов. Но если так, то единый налог представляется теоретически более целесообразным, простым и коротким путем, чем множество отдельных налогов. Идея единого налога появляется еще в средние века, когда в целях привлечения к несению налогового бремени привилегированных классов общества, была создана теория единого акциза. В XVI11 в. на смену ей приходит теория « королевской десятины » Вобана, которая по его плану падала на доход от земледелия, промышленности и всех других источников в размере от 5 до 10%. Вобан не был последователен и, проектируя отмену одних существующих налогов, сохранял другие ( умеренный налог на соль, таможенные пошлины, налоги на обращение ).
2.5. Переложение налогов После того, как бремя налогов распределено, надо решить сложные проблемы : кто в конечном итоге должен платить тот или иной конкретный налог ? Должен ли всегда нести это бремя тот человек, на которого оно было возложено вначале ?
На самом деле этот человек может ухитриться переложить налог « вперед » на покупателей своих товаров, повысив их цену в соответствии с размером налога, либо переложить налог « назад » – на продавцов, у которых он сам покупает, уплачивая им меньше, в этом случае не принимая во внимание существование налога, В связи с этим экономисты говорят : « Мы должны изучать бремя налога, т. е. изучать, на кого оно ложится в конечном счете, каково его совокупное воздействие на товарные цены, цены факторов производства, на распределение ресурсов и усилий, на структуру производства и потребления. Таким образом, налоговое бремя - это нелегкая проблема и решать ее нужно с помощью современных средств экономического анализа »
Эволюция теорий переложения Абсолютные теории переложения Оптимистическая и пессимистическая теории переложения Маржинализм и математическая теория переложения Американская финансовая школа
Виды переложения, которые различаются механизмом включения налога в цену. 1) переложение с продавца на покупателя. Примером может служить любой установленный государством косвенный налог, который уплачивается производителем и затем перелагается на покупателя – потребителя обложенного продукта. В этом случае продавец или производитель включает сумму налога в стоимость продукта и, таким образом, налог фактически падает не на продавца, а на покупателя. 2) переложение с покупателя на продавца, то есть налог, который фактически должен пасть на покупателя, выплачивается продавцом.
По размерам переложение ( как в первом, так и во втором случае ) может быть полным или частичным : а ) переложение известной доли налога ; при налоге на напитки, например, в случае кризиса на производителя ( продавца ) может быть переложена лишь известная доля налога, который должен был бы падать на потребителей, и б ) переложение всего налога. В приведенном примере земельный налог всей своей тяжестью падает на первых продавцов. А. Шеффле назвал этот вид переложения погашением или амортизацией налога.
амортизация налога Амортизация налога есть такой процесс, посредством которого плательщик перестает уплачивать налог. Она происходит путем уменьшения ценности обложенного объекта. Например, вводится налог на землю. Землевладелец хочет продать свой участок, но покупатель, не желая платить налог, капитализирует его и уменьшает на капитализированную сумму налога покупную сумму за землю. Положим, продавец хочет продать участок за 15 тыс. руб., налог на который введен в сумме 100 руб. в год. Покупатель считает так : сумма в 100 руб., если считать ее годовым процентом с капитала, должна при среднем рыночном проценте, равным 5, соответствовать капиталу в 2 тыс. руб. На эту величину и должна быть уменьшена продажная цена земли, чтобы покупатель в действительности освободился от платежа налог. Все дело в том, сможет ли покупатель убедить продавца уступить ему землю вместо 15 тыс. руб. за 13 тыс. руб. Если это ему удастся, то налог в капитализированном виде упадет на продавца, а покупатель окажется свободным от налога. Правда, формально он будет платить налог и дальше, но экономически этого платежа не будет, так как эти 100 руб. будут экономией за недоплаченную сумму в 2 тыс. руб. Такая же амортизация возможна с ценными бумагами, облагаемыми биржевым налогом, если капитализированный налог может быть вычтен из продажной цены бумаги.
Условия переложения уклонение от налога амортизация ( или погашение ), поглощение и капитализация налога. лицо, обязанное уплачивать налог по закону, фактически несет бремя налога, т. е. является не только плательщиком налога, но и носителем налога. Здесь нет переложения. когда плательщик, законно обложенный налогом перекладывает тяжесть налога на другого
Теория переложения и современность. Налог с продаж и акцизный налог - да. поимущественные налоги - нет
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА 3.1. Классификация налогов Классификация ( или подразделение на группы ) изучаемых наукой явлений позволяет свести все разнообразие явлений к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение.
Перелагаемость. Способ обложения и взимания. Платежеспособность.
3.2. Налоговая система. Содержание и принципы построения В связи с делением налогов на прямые и косвенные финансовая наука обсуждала их преимущества и недостатки, что имело значение для построения налоговой системы, приближенной к научным рекомендациям. Какие налоги использовать : прямые или косвенные, или, соединяя преимущества тех и других, создать сбалансированную налоговую систему ? В самом начале, когда еще трудно было говорить о налоговых доходах как о системе, дискуссия шла о том, какие налоги лучше прямые или косвенные.
Преимущества прямого обложения « Прямые налоги, являясь оценочными, дают доход, по общему правилу, более верный и определенный, чем косвенные. Действительно, народный доход обыкновенно, за исключением различных промышленных кризисов, войн, неурожаев и пр., медленно, постепенно, без особых скачков, но постоянно возрастает, и потому оценочные налоги, соразмеряясь с величиной этого дохода, являются твердым и постоянным источником для государственного хозяйства.
Преимущества и недостатки косвенных налогов. « Эти налоги, поскольку они падают на предметы широкого потребления, всегда весьма доходны для государства. Их доходность опирается именно на их большое потребление, измеряемое миллионами и десятками миллионов пудов, ведер и других единиц измерения. Если обложить потребление продукта, который потребляется каждым жителем страны так, что на каждого падало бы хотя 20, 50 коп, то в итоге это составит многие миллионы рублей » М. Н. Соболев
косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителей. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа.
косвенные налоги, входя в цену товаров, покупаемых потребителями тогда, когда у них имеются деньги в кармане, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с налогами на производство ( прямые налоги ). Фискальные выгоды косвенного обложения не согласуются с принципами налогообложения, с декларацией прав плательщика.
Первый недостаток косвенных налогов заключается в их обратной пропорциональности платежеспособности потребителей, другими словами – в их регрессивном характере. Во - вторых, косвенные налоги « отличаются тем, что требуют больших расходов на взимание. Необходимо содержать большой персонал для наблюдения за производством обложенных товаров, чтобы товары не проникли на рынок без обложения. На каждом заводе должны быть особые финансовые агенты, которые следят за производством и за отпуском товаров из предприятий. Таможенные налоги требуют содержания целой армии таможенной стражи по всей границе государства для надзора за тем, чтобы не провозились и не проносились контрабандные товары. И в - третьих, взимание косвенных налогов противоречит интересам предпринимателей. « Они ( налоги на потребление ) заставляют финансовое ведомство вмешиваться в приемы производства и обмена. Для того, чтобы с успехом взыскивать налоги, приходится в различных отношениях ограничивать и стеснять обязательными правилами производство и продажу, затрагивая иногда самую технику производства »
Принципы построения налоговой системы. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей
исследуя проблемы налогов, финансовая наука достигла важных результатов в области налогов : 1. Сформулированы принципы налогообложения и распределения налогового бремени ; 2. Проанализированы все формы налогообложения. Учебные пособия XIX – начала XX в. содержат обстоятельную характеристику всех форм налогов. 3. Созданы теории переложения налогов, которые впоследствии послужили основой для анализа влияния переложения налогов на экономические процессы и поставили вопрос о реальной тяжести обложения для различных групп налогоплательщиков.
Согласно современным воззрениям, правильно построенная налоговая система должна отвечать следующим требованиям, сформулированным немецким экономистом А. Вагнером : I. Этические принципы обложения : 1) всеобщность налогов ; 2) неприкосновенность личной свободы при обложении и взимании налогов ; 3) соразмерность обложения с платежной способностью. II. Принципы управления налогами : 4) определенность обложения ; 5) удобства обложения и взимания для плательщиков ; 6) дешевизна взимания и минимум налогового обременения. III. Народнохозяйственные ( финансово - политические ) принципы : 7) надлежащий выбор источников налогов, в смысле возможно меньшего стеснения народного производства и в смысле лучшего осуществления социально - политических целей налога ; 8) комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможном соблюдении вышеупомянутых этических принципов и принципов управления, достаточность поступления и эластичность на всякий случай чрезвычайных государственных нужд »
Происхождение налоговой системы. Становление и развитие налоговой системы. В развитии налоговой системы можно выделить три периода. Первый период, отличающийся неразвитостью и случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков. Второй период, XVI – XVIII вв., когда произошли чрезвычайные перемены в общественной жизни Европы, когда денежный строй хозяйства вытеснил натуральный, когда потребности государства значительно возросли, и надо было изыскивать новые источники государственных доходов
Третий период в истории налогов (XIX в.) отличается гораздо меньшим их количеством и большим однообразием.
Подведем итоги. В начальный период промышленного капитализма XIX в. налоговая система состояла из прямых налогов, с одной стороны, и множества налогов на потребление. В конце XIX в. в наиболее развитых капиталистических странах в налоговую систему включают подоходный налог, как фундамент, и наследственный налог. Реальные налоги отступают на задний план, но сохраняется небольшое число наиболее доходных налогов на потребление.
С развитием техники обложения появились более совершенные способы и приемы, в основе которых лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. Кадастр был выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью можно было установить более или менее равномерный поземельный налог. С другой - кадастр не мешал владельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода. В начале XX в. в финансовой науке было принято определение кадастра как « совокупности всех мер, служащих к точному определению объекта, т. е. чистого дохода с земли »
Начнем с реальных ( прямых ) форм налогообложения, так как они исторически были первыми. К ним относятся поземельный налог, подомовый, промысловый налоги и налог на денежный капитал. Реальные налоги, т. е. падающие на хозяйственное предприятие или на хозяйственный объект.
Второй тип прямого обложения – общеподоходное обложение, которое пришло на смену реальному. Подоходный налог в отличие от реального связан с личностью, а не с объектом. Поэтому он и получил название личного подоходного налога.
Налоги на обращение. Налогами на обращение называются налоги, взимаемые в момент перехода каких - либо имущественных ценностей из рук одного лица в руки другого. Эти налоги стали развиваться в XIX в. вместе с развитием капиталистического оборота.
Наследственный налог. налог взимаемый с наследства в тот момент, когда оно переходит к наследнику.
Налог на сделки. Существовала масса мелких налогов на обращение. Когда заключаюсь вексельная сделка, то государство взимало с нее вексельный налог, обычно в виде требования писать вексель на особой вексельной бумаге, оплачиваемой по расчету суммы сделки. В СССР этот налог взимался в размере 0,25% с суммы векселя. Субъектом этого налога являлся должник, покупающий вексельный бланк. Если два лица заключили между собой какой - либо договор имущественного характера, то документ, представляющий собой письменное выражение договора, оплачивался пропорциональным налогом с суммы договора. В СССР большая часть договора облагалась пропорциональным гербовым сбором 1- го разряда в размере 0,5% с суммы документа, некоторые документы облагались гербовым сбором 2- го разряда в 0,25% с суммы. Налог на счета устанавливался в виде гербового сбора со счетов, выдаваемых торговыми предприятиями. Точно так же облагались квитанции и расписки. В области биржевого оборота существовал напор на выпускаемые процентные бумаги ( так называемый эмиссионный налог ) и налог с биржевых сделок в определенном проценте с суммы. В некоторых государствах был введен налог на чеки, взимаемый в виде гербовых марок. В СССР существовал налог на каждый взнос денег по текущему счету. Роль этих налогов в СССР была довольно скромна, но в связи с расширением торговли в период НЭПа было заметно возрастание доходов от гербовых сборов.
Косвенные налоги ( налоги на потребление ) таможенные пошлины, акцизы, монополии ( соляная, табачная, питейная ) и т. д. Косвенное налогообложение имеет многовековую историю. Налоги с хлеба, мяса известны с XIII в. Подати на соль, вино во Франции были введены в 1345 г. В Англии акциз на соль вводился и отменялся, но с первой половины XVIII в. взимался постоянно вплоть до 1825 г. Этим годом датировалось начало развития химической промышленности Англии. В Московском государстве взимался налог на хлеб, мясо, соль, а в XVI1 в. был добавлен налог на водку.
структура налоговых доходов Англии Наименование доходов1923/24 г.1927/28 г. Млн.фунтов ст. % % 1. Налоговые доходы а) прямые налоги Подоходный налог269,332,2247,029,6 Дополнительный подоходный налог60,67,262,07,4 Налог на сверхприбыль--- 3,00,3 Налог на доходы акционерных компаний23,32,82,70,3 Наследственный налог57,86,967,88,1 Налог на прирост ценности земли0,30,0--- Налог на автомобили14,71,824,12,9 Поземельный налог0,60,10,80,1 Подомовый налог1,90,2--- Итого прямых налогов428,551,2407,448,7
структура налоговых доходов Англии Наименование доходов1923/24 г.1927/28 г. Млн.фунтов ст. % % б) косвенные налоги Таможенные сборы100,014,3112,113,4 Акцизы148,017,7145,817,5 Гербовый сбор21,62,625,53,1 Итого косвенных налогов289,634,6283,434,0 Итого налоговых доходов718,185,8690,882,7 Итого неналоговых доходов119,114,2144,117,3 Всего доходов837, ,9100
СтранаГодыНалоги Прямыекосвенные Англия187544,955,1 1913/1447,952,1 1926/2760,040,0 Франция187529,470, ,274, ,366,7 Германия ,269,8 1913/143,796,3 1927/2849,750,3 Австро-Венгрия187331,069,0 Италия187433,566, ,271, ,366,7 США ,394, ,036,0 Россия-СССР187714,585, ,383, ,965,1
Сокращение доли косвенного обложения в общем объеме налогов, наметившееся в начале XX в. позволяло говорить и об изменениях в распределении налогового бремени Регрессивный характер налоговой системы, обусловленный преобладанием в ней косвенных налогов, начал трансформироваться в пропорциональный характер в связи с переходом к прогрессивному подоходному обложению.
« Какой характер - прогрессивный, пропорциональный или регрессивный – носите целом налоговая система, сочетающая налоги федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти ?»
3.4. Влияние налогов на народное хозяйство детального исследования налогов вообще, ( а не того или другого отдельного налога ) с точки зрения того влияния, которое должны оказать или действительно оказывают на народное хозяйство, до сих пор не существует.
Какое же влияние оказывает налог на производство ?
3.5. Исчисление тяжести налогообложения В 20- е гг. XX в. германские финансисты предложили измеритель тяжести бюджета по платежеспособности страны в форме свободного остатка национального дохода надушу населения в сопоставлении с уровнем прожиточного минимума в стране. Они предложили даже формулу для определения остатка свободного дохода в расчете на душу населения : 1. Национальный доход 2. Все государственные доходы 3. Платежи государства частным лицам ( проценты и погашения по государственному долгу, ренты, пенсии и т. д.) 4. Изъятие государством национального дохода ( строка 2 – строка 3) 5. Национальный доход для необщественных целей ( строка 1 - строка 4) 6. Определение прожиточного минимума ( т. е. строка 6 в составе строки 5) 7. Остаток свободного дохода свыше прожиточного минимума ( строка 5 - строка 6).
Налоги в процентах к национальному доходу СтранаГодГосударственн ые налоги Республиканск ие налоги Местные налоги Итого Англия1913/147,2---4,111,3 1926/2716,6---4,020,6 Франция191310,2---3,613, ,9---2,523,4 Германия1913/143,92,64,911,4 1927/2812,96,93,323,1 Италия1913/1410,4---2,512,9 1925/2615,3---2,517,8 США1912/131,90,93,66,4 1924/254,31,23,18,6 Россия-СССР19139,7---1,811,5 1927/2811,7---2,113,8
Налоговые платежи в % к свободному доходу СтранаФинансовый год 1913/141924/25 Великобритания20,036,3 США11,720,5 Германия22,748,8 Индия15,5---