Классный руководитель: Федюкова Надежда Ильинична МКОУ «Непрядвенская сош» Воловский район Тульская область
ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «Здоровая личность»
Цель программы - воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией, создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания: - воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией; - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся; - формирование гражданско-патриотических качеств личности; - воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию; - формирование культуры здоровья.
Основные направления воспитательной работы - Гражданско-правовое - Патриотическое - Духовно-нравственное - Учебно-познавательное - Эколого-краеведческое - Физкультурно-оздоровительное - Художественно-эстетическое - Трудовое - Диагностическое - Ученическое самоуправление - Работа с родителями - Диагностическое
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания Для исследования эффективности программы воспитания «Здоровая личность» целесообразно использовать следующие критерии: 1. удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе; 2. уровень воспитанности; 3. сформированность ценностных отношений учащихся; 4. формирование мотивации к обучению; 5. умение общаться, сознавать свои поступки. Для изучения эффективности программы воспитания используются: различные методики диагностики; беседы с учащимися; наблюдения; интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Предполагаемые результаты В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели: умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития. активная гражданская позиция. позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. творческий подход
Воспитательная работа в классе
Основная цель деятельности классного руководителя Создание оптимальных условий для раскрытия потенциальных талантов каждого ребенка, для сохранения неповторимости личности каждого ребенка, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
Гражданско-правовое «Я – гражданин России» Задачи: Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений. Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей. Основные понятия: право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы. Виды деятельности классного руководителя: изучение с учащимися правовых норм государства; организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения; сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся; формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости. Формы внеклассной работы: тематические классные часы; встречи с представителями подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, участковым, инспектором ГИБДД; конкурсы, викторины по правовой тематике; интерактивные игры, дебаты, дискуссии на тему «Я имею право на...»
1 сентября День правовых знаний День России в летнем оздоровительном лагере «Березка»
Патриотическое «Я - патриот Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Задачи: Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на территории Родины. Воспитание уважительного отношения к людям различных национальностей, заслуживших уважение и память России. Встречи с воинами-интернационалистами, защищающими интересы своей страны и других стран. Воспитание уважительного отношения к Российской армии, ее лучшим представителям, встречи в воинских частях, шефские концерты. Праздники военных династий, встречи с выпускниками, посвятившими свою жизнь защите Отечества. Трудовые десанты, субботники, трудовые акции и проекты. Развитие навыков самоуправления. Знакомство с миром профессий, экскурсии и посещение предприятий. Знакомство с народными ремеслами, профессиями сельского хозяйства. Приобщение к жизни в рыночных условиях.
Встреча с казаками Богородицкого района У могилы Неизвестного солдата в с. Непрядва На поле Куликовом Смотр строя и песни в п. Волово
Классный час «Сталинградская битва» Возложение цветов к могиле Неизвестного солдата в д.Дворики Открытие мемориала Е.В.Хрунову в с.Непрядва Бюст Е.В.Хрунова Праздник Победы
Духовно-нравственное «Я –человек и личность» Духовно-нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. Задачи: Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям. Формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни. Основные понятия: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное повеление, выдающие люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, нравственный опыт. Виды деятельности классного руководителя: развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях; ознакомление учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях; воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования; формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы. Формы внеклассной работы: тематические классные часы; тренинги нравственного самосовершенствования; экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами района, области, страны; дискуссии по нравственной тематике; участие в поисковой работе школы, создании музея; организация цикла нравственных бесед; праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, сюрпризные моменты, конкурсы.
По святым местам Свято-Казанский женский монастырь в с. Папоротка Купель с.Никитское Церковь в с. Никитское Церковь Казанской Божьей Матери в с. Непрядва Монастырщина
Церковь в п.Волово На поле Куликовом Купель в с. Папоротка Монастырщина
Учебно-познавательное «Хочу все знать» Задачи: Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. Формировать культуру интеллектуального самосовершенствования. Основные понятия: умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития, креативность, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал. Виды деятельности классного руководителя: изучение результативности учебной деятельности учащихся класса для организации коррекционной работы; сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося; интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда; организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся; сотрудничество с психологической службой школы для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся. Формы внеклассной работы: конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления; интеллектуальные марафоны; интеллектуальные бои, ринги, дебаты; вовлечение учащихся в кружки, клубы, спецкурсы и факультативы.
Эколого-краеведческое «Я отвечаю за окружающий мир» Эколого-краеведческое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Учащиеся класса привлечены и активно занимаются в музее космонавтики и краеведческом музее. Задачи: Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям своего народа, формирующим высокую духовность школьника. Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи и рода. Воспитание потребности знать историю и культуру своей страны, фольклор и этнографию своего народа, родной язык. Воспитание уважительного отношения к национальным героям своей страны, ветеранам войны и труда. Привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению. Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного края. Оказание посильной помощи престарелым людям на дому, работа в библиотеках и музеях, помощь в поиске забытых имен в архивах. Подготовка внеклассных мероприятий и выступления для ветеранов войны и труда.
В родном селе Непрядва Посадка сосен около школы По дороге в с. ПапороткаВ краеведческом музее в д. Дворики
Подарок губернатора Тульской области В.С.Груздева Мое генеалогическое древо По родному краю на велосипеде В мемориальном музее космонавтики в с. Непрядва
Физкультурно-оздоровительное «Здоровый образ жизни» Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил. Задачи: Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Формировать представление учащихся о здоровой, не склонной к «социальным» болезням личности человека. Основные понятия: психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья. Виды деятельности классного руководителя: сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса; сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками; организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к занятиям физкультурой и спортом. Формы внеклассной работы: спортивные конкурсы; встречи с родителями, выпускниками школы, активно занимающимися спортом; тематические классные часы; беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спортсмены нашей школы», «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления», «Вредные привычки. Как от них избавиться?»; дни здоровья; встречи с медицинскими работниками.
В спортивном зале нашей школы Лыжные соревнования Велосипед – любимый вид транспорта День индейца Завтрак на траве Поход в лес
Преодолеем все трудности Самые меткие На лыжах в лес Нет курению Поход в лес Зарница
Художественно-эстетическое «Мир прекрасного» Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы Задачи: Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни. Формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, общественных местах, природе. Воспитание совестливости, порядочности, точности и обязанности в отношениях. Соблюдение этикета, наличие тактичности и деликатности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми. Посещение театров и музеев, выставок, воспитание адекватного своего восприятия художественных ценностей. Воспитание высоких моральных качеств и чувства долга. Участие в культурных проектах, умение ориентироваться в огромном мире художественного наследия. Способность к художественно-творческому самовыражению.
С Днем УчителяВ г. Звездный Осенний балл 8 Марта 1 сентября Вручение аттестатов Конкурс стихотворений о России
Трудовое воспитание и профориентационная работа «Хочу приносить пользу людям» Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации. Формы внеклассной работы: организация дежурства по школе; организация школьных субботников; недели по профориентации; проведение встреч с представителями средних, специальных, высших учебных заведений; оформление стендов «Куда пойти учиться»; проведение встреч с людьми редких, интересных, престижных профессий
У могилы Неизвестного солдата В нашем парке Субботник Уборка картофеля
На территории школы
Работа с родителями Задачи: Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. Организация психолого-медико-педагогического просвещения родителей через систему родительского всеобуча. Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности. Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик- родитель». Основные понятия: семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое древо, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье. Виды деятельности классного руководителя: сотрудничество с психологической службой; сотрудничество с Детской юношеской спортивной школой в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка; поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы. Формы внеклассной работы: тематические классные часы, праздники семьи, спортивные состязания с участием родителей; дни творчества, дни открытых дверей; экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей; тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями.
Чаепитие Последний звонок Родительское собрание
Диагностика Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: 1. Анкеты. 2. Тесты. 3. Статистический учет. 4. Анализ успеваемости школьников. 5. Диагностический мониторинг.
Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя Наличие положительной динамики уровня воспитанности обучающихся
Благоприятный психологический климат в классе
Уровень удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в классе Уровень удовлетворенности родителей Мониторинг родительской удовлетворенности по категориям п/п Категория удовлетворенности Баллы 1Взаимоотношения родителей с учителями. 4,9 2Отношение к ребенку учителей школы. 4,9 3Отношение к ребенку учащихся класса. 4,7 4Взаимоотношения родителей с ребенком дома. 4,5 5Отношение ребенка к учебному труду. 4,2 6Воспитанность ребенка.4,4 7Здоровье ребенка.4,1 8Учебными успехами ребенка.3,9 Средний балл4,4
Уровень развития ученического самоуправления в классе Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе предполагает: включенность учащихся в самоуправленческую деятельность; организованность классного коллектива; ответственность членов первичного коллектива за его дела. Коэффициент уровня самоуправления в классе больше 0,7 – высокий Отсутствие правонарушений среди учащихся класса
Дети учатся жить у жизни Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растете в терпимости, он учится понимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. Воспитание- великое дело: им решается судьба человека. В.Белинский