Проектирование программ валеологического содержания Душенина Татьяна Владимировна канд.биол.наук, зав. кафедрой педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПКиПРО Внеурочная деятельность как условие формирования культуры здоровья младших школьников 23 апреля 2012 год
Представления детей о ЗОЖ (по И.М. Новиковой, 2009) Когнитивный компонент полнота осознанность обобщенность системность Поведенческий компонент инициативностьсамостоятельность
1.Что нужно учесть при проектировании программы 2.Чем наполнить содержание 3.В какой форме проводить занятия
Что нужно учесть при проектировании программы В основе валеологического образования позитивная концепция здоровья: развитие у обучающихся способности к общению, самовыражению, творчеству, а также к изменению себя и своего окружения в лучшую сторону
Что нужно учесть при проектировании программы безопасность: тщательный отбор информации, предоставляемой школьнику, и исключение сведений, которые могут провоцировать его интерес к поведению, разрушающему здоровье
Что нужно учесть при проектировании программы возрастная адекватность: содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях и учитывает реальные для данного возраста факторы риска
Что нужно учесть при проектировании программы Преемственность валеологического образования на ступенях начальной и основной школы; Форма организации занятий отличная от урочной
Здоровьесберегающее образование – возможность быть успешным Что нужно учесть при проектировании программы
1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. 2106); 2.ФГОС НОО (утверждены приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. 373) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. 1241; от 22 сентября ); 3.Письмо ДОиН Кемеровской области от /06; 4.Положение об организации внеурочной деятельности (локальный акт ОУ); 5.Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие : в 3 ч./ авторы- составители В,Г. Черемисина, О.Б. Лысых, З.В. Крецан и др. ; под общ. ред. Н.Э. Касаткиной, Е.Л. Рудневой. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011 Что нужно учесть при проектировании программы
Чем наполнить содержание 1.здоровое питание; 2.адекватная физическая активность; 3.рациональный режим труда и отдыха; 4.отсутствие вредных привычек и противодействие вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, других веществ; 5.соблюдение правил личной и школьной гигиены; 6.медицинская активность; 7.безопасное поведение, способствующее предотвращению отрицательных влияний на здоровье факторов микро- и макросреды среды. Компоненты ЗОЖ:
Чем наполнить содержание 1.Междисциплинарная программа «Здоровье» под редакцией В.Н. Касаткина для учащихся 1-11-х классов; 2.Программа «Разговор о правильном питании» (Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.) для детей 6-11 лет; 3.Программа «Все цвета, кроме черного» под редакцией М.М. Безруких для обучающихся 2-11-х классов.
Методическое пособие педагогов и родителей 5–6 классы Структура УМК «Все цвета, кроме черного»
В какой форме проводить занятия Фома организации Изостудия «Здоровый рисунок» Агит-бригада ЗОЖиков Клуб «Вкусняшка» НОУ «Первые шаги в науку о здоровье» Вид деятельности Изодеятельность, прикладное творчество Акции, социально значимая деятельность Проектная деятельность, опытнические работы по выращиванию овощей Исследовательская, проектная деятельность
Успехов, здоровья и терпения!!! Кафедра педагогических и здоровьесберегающих технологий: