Использование современных технологий в процессе воспитания школьников Презентация к выступлению на муниципальном семинаре учителей русского языка и литературы Ежовой Татьяны Алексеевны
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Современные воспитательные технологии: личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающая технология; игровая технология; технология коллективных творческих дел; тьюторство – технология педагогической поддержки; технология создания ситуации успеха; шоу-технологии; ситуативные технологии; информационно-коммуникационная технология (ИКТ).
Здоровьесберегающая технология. Цель: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Практические действия: вовлечение ученика в различные виды здоровьесберегающей деятельности. Обучение личной гигиене и гигиене обучения, проведение физкультминуток, дыхательной гимнастики, лечебной физкультуры, тренингов, введение элементов закаливания, физические нагрузки. Итог: физически и психически здоровый ученик, умеющий управлять собственным поведением, обученный навыкам сохранения здоровья.
Игровые технологии. Цель: воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением Сущность: социальное развитие ребенка путем исполнения различных социальных ролей в ходе реализации функций игры: познавательной, развивающей, формирования нравственных оценок, социального закаливания, проектирования собственной деятельности Методы и средства: использование игры как метода диагностирования, коррекции, развития нравственных качеств, формирования САМости, развития фантазии, креативности мышления, творчества, как средство создания ситуации успеха
Практические действия: практическое вовлечение ученика в различные виды игровой деятельности: спортивной,интеллектуальной, развивающей, развлекательной.Применение игр - тренингов, игр - упражнений, игр – тренировок, игр логических, ролевых, стратегических, экономических исторических, приключенческих, деловых и пр. Итог: учащийся умеющий управлять собственным поведением в различных жизненных ситуациях, развитой коммуникацией и сферой САМости, умеющий планировать свою жизнь и логически мыслить.
Личностно-ориентированные технологии Личностно-ориентированное воспитание - это такое воспитание, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого.
Особенности личностно-ориентированных технологий использование разнообразных форм и методов, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) Цель : формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
«Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». (Легуве )