начальник отдела дошкольного образования департамента образования и науки Наталья Валентиновна Гребёнкина, к.п.н. Департамент образования и науки Тюменской области г. Тюмень, 29 мая 2013 г. Стратегические направления развития дошкольного образования в Тюменской области
Основная задача образовательной политики государства на современном этапе: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование, осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства
Дошкольное образование в условиях вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ( 273 – ФЗ от г., вступает в силу 1 сентября 2013 г.) Дошкольное образование – первый уровень системы общего образования (ст. 10, п.4) – впервые! Формы получения дошкольного образования: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне их (ст. 17, п.1) На ступени дошкольного образования не проводится ни промежуточная, ни итоговая аттестация воспитанников (ст. 64, п.2) Родители, которые не отдали ребёнка на воспитание в детский сад, имеют право на получение бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (ст. 64, п.3) Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (ст. 2, п.34) Учредитель имеет право снизить размер родительской платы или не взимать её с некоторых родителей в определяемых им случаях и порядке (ст. 65, п. 2)
Дошкольное образование направлено на: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста
Региональная политика в сфере дошкольного образования Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования (реализация мероприятий «Дорожной карты» по ликвидации очерёдности в дошкольные учреждения и обеспечению доступности дошкольного образования в Тюменской области) Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в соответствии с современными требованиями (реализация вариативных образовательных программ и новых подходов, внедрение современных технологий дошкольного образования) Совершенствование системы государственно- общественного управления в сфере дошкольного образования (усиление роли общественного влияния) Развитие кадрового потенциала («перенастройка» систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров, методического сопровождения образовательного процесса)
Динамика охвата детей услугами дошкольного образования с 2008 по 1 квартал 2013 года
Информация о сети образовательных учреждений
Информация о численности детей в образовательных учреждениях
дошкольные группы, функционирующие в режиме кратковременного пребывания (группы адаптации и ранней социализации, группы выходного дня, группы коррекции и развития и др.) 9 дошкольные группы, функционирующие в режиме полного дня в учреждениях дошкольного и общего образования Вариативность получения дошкольного образования в Тюменской области представлена следующими формами: форма интегрированного кратковременного пребывания консультационные пункты (сопровождение семейного образования: оказание помощи родителям в вопросах развития и воспитания детей)
Информация о качественном составе педагогических кадров: уровень квалификации 14,1% 15,3% 40,5% 43,6% 18,1% 14,6% 27,2% 26,5%
Информация о качественном составе педагогических кадров: образовательный уровень 43,5% 40,4% 54,0% 56,4% 2,5%3,2%
Модель современного педагога дошкольного образования,, способность проектировать и реализовывать эффективный и содержательный процесс образования, используя современные образовательные технологии способность создавать перспективную образовательную среду, которая стимулирует детей к развитию и раскрытию их потенциала способность практически применить соответствующие знания для проектирования и сопровождения ребёнка в процессе индивидуального образования способность к рефлексии собственного опыта и к непрерывному самообразованию Основные компетенции современног о педагога:
Достижение современного качества дошкольного образования,, Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях новых образовательных стандартов Реализация новых подходов к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Обеспечение единых подходов к управлению, методическому сопровождению, профессиональной подготовке и переподготовке кадров Поддержка инновационных программ и проектов в сфере дошкольного образования РЕБЁНОК – центральная фигура в дошкольном образовании
Спасибо за внимание!