О мелкой моторике в последнее время говорится очень много. И это не случайно. Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, синхронности движений6 что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаз и руки вызывают у ребёнка огромные затруднения, которые порой заставляют его порой отступать перед любой задачей с выполнением выше упомянутых действий. В настоящее время рядом исследователей ( М.И. Кольцова, Е.И. Исенина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи, т.е. формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее от пальцев. И этот факт используется в работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития речи.
это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого- либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Коммуникация: овладение средствами общения Физическая культура: массаж, пальчиковая гимнастика Музыка: игра на музыкальных инструментах, ложках. Художественное творчество: рисование, лепка, аппликация Познание: сенсорика РЭМП окружающий мир, конструирование Труд: самообслуживание, поручения Здоровье, безопасность: бережное отношение к своему здоровью, гигиена Чтение художественной литературы: стихи потешки, сказки
1.Пальчиковый игротренинг (игры с пальчиками): пальчиковые игры с палочками и цветными спичками; пальчиковые игры со скороговорками; пальчиковые игры со стихами; физкультминутки, пальчиковая гимнастика; пальчиковый алфавит; пальчиковый театр; театр теней. 2. Использование элементов ТРИЗ (теория решения инструментальных задач) в развитии мелкой моторики. Сюда относят рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой и т.д. Лепку с использованием природного материала: семена яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, ракушек и т.д. Аппликацию (мозаичную, обрыванием, из палочек). 3. Ручной труд в развитии мелкой моторики: шитье, вышивание, макраме, плетение, нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д. 4. Развитие графической моторики: рисование по трафаретам; рисование по фигурным линейкам; штриховка; работа в тетрадях, выполнение графических упражнений; работа в занимательных прописях для дошкольников.
От четырех до восьми лет. Учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики, координированные движения кистей, пальцев, запястья. От рождения до двух лет. Хватание (ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно). Учится совмещать два предмета или две части одного предмета. От двух до четырех лет. Навыки совершенствуются, активнее используются пальцы.