Обучение детей с учетом психофизиологии. План: Обучение учащихся с разной функциональной асиммитрией полушарий Стратегии мыслительных процессов мальчиков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение детей с учетом психофизиологии. Специализация полушарий человеческого мозга Функции правого полушария Функции правого полушария Функции правого.
Advertisements

Мальчики и девочки – два разных мира Семинар для педагогов.
словесно-логический характер познавательных процессов склонность к абстрагированию и обобщению доминирование левого полушария (левополушарные) конкретно-образное.
Методика обучения детей на основе учета их индивидуальных особенностей Заместитель директора по УВР МОУ СОШ 3 Коробейникова Е.А.
Различия в психике и поведении мальчиков и девочек Автор: Киселева Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.
Создание условий для успешной учебной деятельности учащихся с учетом типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга Степанова Елена Александровна.
Презентацию составил учитель нач. классов МБОУ «СОШ 16» Мозина Е.В. г.Ачинск.
Практические рекомендации для учителей и родителей.
Особенности восприятия и переработки информации дошкольниками.
Дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга Пр. психолог : Левенцова К. А.
Особенности обучения учащихся Для родителей. Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха на учебном.
Норберт Винер – основоположник кибернетики Попова Наталья Геннадьевна учитель биологии МОУ СОШ с УИОП 3 г. Яранска.
МОУ «Верхнеусинская СОШ» администрации Ермаковского района администрации Ермаковского района Исследовательская работа Исследовательская работа Тема: «Функциональная.
Психофизиология в решении проблем обучения русскому языку и литературе Сисякина Альбина Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»,
На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" или "нет" ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ.
Гендерное воспитание Автор: Киселева Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 13 Автор: Киселева Е.А.
«Мальчики и девочки воспитываются по-разному» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Рябинка»
Тест для родителей. «Представление о воспитании мальчиков и девочек».
Гендерный подход в обучении и воспитании учащихся.
Организация учебного процесса на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО с учетом психофизиологических особенностей учащихся Модель мира ребенка.
Транксрипт:

Обучение детей с учетом психофизиологии

План: Обучение учащихся с разной функциональной асиммитрией полушарий Стратегии мыслительных процессов мальчиков и девочек

Специализация полушарий человеческого мозга Функции Функции Функции правого полушария правого полушария Функции Функции Функции левого полушария левого полушария

Функции левого полушария Прием и переработка вербальной и символической информации Последовательный анализ информации Распределение объектов по классам и категориям Восприятие упорядоченности и связи между явлениями Способность организовывать информацию в виде стройной системы Кратковременная память

Функции правого полушария Непосредственно – чувственное восприятие Прием и переработка невербальных символов Целостное восприятие Быстрое схватывание всех аспектов ситуации Восприятие многомерных связей Пространственное мышление Образное мышление Долговременная память Эмоции

Правополушарные люди Способность к творческим, гуманитарным отраслям Творческое самовыражение Способность преодолевать стереотипы Способность к выдвижению альтернативных идей Речь эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией Литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы Клинические варианты «правополушарности» неустойчиво- возбудимые люди и истерики

Левополушарные люди Математические способности Анализ и выявление однозначных связей Способность к систематизации информации Логическое мышление Вербальные способности Инженеры, математики, философы, лингвисты, представители теоретических дисциплин Клинические варианты односторонней «левополушарности» -психастеники и шизоиды.

Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные за отдельными деревьями не видят леса.

Учебный процесс (нейропедагогика) 1. установка на деятельность – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП 2. обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей – ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП 3. сравнение полученных результатов с предполагаемыми – РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП

Пространственная организация Пространственная организация Пространственная организация Пространственная организация Цветовая организация Цветовая организация Цветовая организация Цветовая организация Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Формирование мотивации Формирование мотивации Формирование мотивации Формирование мотивации

Пространственная организация Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Рабочая полусфера - ЛЕВАЯ Рабочая полусфера - ПРАВАЯ

Цветовая организация Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Светлая доска – темный мел Темная доска – светлый мел

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Гештальт (образы) Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм Технология Детали Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И.Соньер Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики. Профессор Трауготт: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации». Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Формирование мотивации Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Делать упор на социальные мотивы: Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности Характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой». Большой интерес вызывает эстетическая сторона предметов. Делать упор на познавательные мотивы: Стремление к самостоятельности Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Восприятие материала Восприятие материала Восприятие материала Восприятие материала Переработка информации Переработка информации Переработка информации Переработка информации Интеллект Интеллект Интеллект Деятельность Деятельность Деятельность Эмоции Эмоции Эмоции Память Память Память Мышление Мышление Мышление

Восприятие материала Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся ЦелостноеДискретное (по частям) Интонационная сторона речи Смысловая сторона речи Визуалисты (зрительное)Аудисты (слуховое)

Переработка информации Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся БыстраяМедленная МгновеннаяПоследовательная

Интеллект Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся НевербальныйВербальный ИнтуитивныйЛогический

Деятельность Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Приверженность к ПРАКТИКЕ Приверженность к ТЕОРИИ

Эмоции Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся ЭкстравертированностьИнтровертированность Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость) Положительные (радость, чувство наслаждения, счастье)

Память Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся НепроизвольнаяПроизвольная Наглядно-образнаяЗнаковая

Мышление Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Наглядно-образноеАбстрактно – логическое Оперирование образамиОперирование цифрами, знаками СпонтанноеФормальное ЭмоциональноеРациональное ИнтуитивноеПрограммируемое Трехмерное (в пространстве) Двумерное (на плоскости)

Выявление ведущего полушария головного мозга Проба «Замок» Проба «Прицел» Проба «Поза Наполеона» Проба «Аплодисменты»

Методы дифференцированного подхода в обучении Математические науки Математические науки Естественные науки Естественные науки Словесность Словесность Иностранные языки Иностранные языки

Правополушарные учащиесяЛевополушарные учащиеся Синтез Задания на время Работа в группе Формулировка проблем Оперирование пространственными связями Задания в картинках Геометрия (пространственное мышление) Схемы, таблицы, карточки Анализ Вневременные задания Работа в одиночку Доказательство теорем Оперирование знаками на плоскости Задания в символах Алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости) Многократное повторение

Правополушарные учащиесяЛевополушарные учащиеся Мозговые штурмы Просмотр фильма Предсказание результатов Творческие задания Выявление сходств Сопоставление фактов Выделение сути Выделение важнейших моментов Использование речевых и музыкальных ритмов Эскурсии, походы, путешествия Аналитическая работа Лингафонная система Анализ результатов Логические задания Выявление различий Выделение деталей Создание категорий Обобщение Многократное повторение Алгоритмы

Правополушарные учащиесяЛевополушарные учащиеся Сочинения Составление слов и предложений из частей Чтение-пересказ Чтение по ролям Задания на правописание Нахождение взаимосвязи Беглость устной и письменной речи Нахождение отрывков в тексте Экскурсии Анализ рассказа Разбор слов и предложений по составу Прослушивание текстов Обучение других Задания на поиск ошибок Применение правил Точность употребления слов Многократное повторение Сопоставление текстов Понятийное понимание слов

Правополушарные учащиесяЛевополушарные учащиеся Интуитивный способ изучения Образные представления и конкретные ситуации Ролевые игры Работа с наглядностью, фильмами, карточками Групповые задания Деятельность, требующая быстрой реакции Задания на правописание Интервью Инсценировка Синтез текстов и слов из предложенных частей Рационально-логический способ Усвоение правил и грамматических конструкций Обучение других Лингафонная система, восприятие на слух Индивидуальная работа Деятельность, требующая отсроченной реакции Задания на поиск ошибок Многократное повторение Сопоставление текстов Дробление текстов и слов на части

Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Методы проверки Методы проверки Методы проверки Методы проверки Характерные ошибки на письме Характерные ошибки на письме Характерные ошибки на письме Характерные ошибки на письме

Самоконтроль Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Не контролируют себяВысокий самоконтроль

Методы проверки Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Устный опросРешение задач Вопросы «ОТКРЫТОГО» типа (собственный развернутый ответ) Вопросы «ЗАКРЫТОГО» типа (выбрать готовый вариант ответа) Задания с ОГРАНИЧЕННЫМ сроком выполнения Письменные опросы с НЕОГРАНИЧЕННЫМ сроком выполнения

Характерные ошибки на письме Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Ударные гласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Безударные гласные Пропуск мягкого знака Написание лишних букв Замена одних согласных другими Падежные окончания

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйского унвиертсиета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы превая и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдлвтаь в плоонм бсепордяке, всё-рвано ткест чтаитсея без порбелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а всё солво цликеом.

Обучение и воспитание с учётом гендерных особенностей. Проблемами и вопросами воспитания занимается наука нейропедагогика. Различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в игре.

Особенности восприятия мальчиков и девочек

девочкимальчики более чувствительны к шуму, выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. игры опираются на ближнее зрение: раскладывают перед собой свои "богатства": кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка Игры опираются на дальнее зрение: бегут друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное им пространство. для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель

Девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным пово­ дам из-за усталости (истоще­ние правого «эмоционально­го» полушария мозга). Маль­чики в этом случае истоща­ются интеллектуально (сни­жение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

девочкимальчики очень важно, кто их оценивает и как, т.е. более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. очень важно, что оценивается в их деятельности, т.е. мальчиков интересует суть оценки.

Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определённые отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: "Я тобой недоволен". Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь "проиграть" свои действия.

Мамам, учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится от того, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. И чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит.

Несколько коротких советов от авторов книги "Мальчики и девочки - два разных мира" В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман: Помните, что ваш ученик не просто ученик, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим. Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.

Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите. Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.

Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно. Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. | Старайтесь, давая задания мальчикам, как и школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе ре­шать типовые задачи, как учили на уроке), подталки­вать к поиску собственных решений незнакомых, нети­повых заданий.

Тест. В меру своего понимания и ощущения ответьте на 20 вопросов, предлагаемых специалистами, так, как Вы считаете нужным. А потом сравните Ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии.

Девочки послушнее мальчиков?

1. Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям старших.

2. Девочки чаще защищают слабых?

2. Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.

3. У мальчиков более аналитический склад ума?

3. Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами.

4. Мальчики амбициознее девочек?

4. Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому. Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.

5. Мальчики более способны в точных науках?

5. Правда, но только с лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.

6. Девочки болезненнее воспринимают чью- либо агрессивность?

6. Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения.

7. Девочки охотнее делятся своими переживаниями?

7. Правда, но после лет. В более раннем возрасте разница мала.

8. У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая?

8. Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.

9. Мальчики агрессивнее девочек?

9. Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.

10. Мальчики лучше ориентируются на местности?

10. Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации на местности.

11. Девочки пассивнее мальчиков?

11. Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки - тише, но гораздо результативнее.

12. У девочек лучше развито чувство коллективизма?

12. Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки - в группы из 2-3 человек.

13. Девочки более чувствительны к прикосновениям?

13. Неправда. Существенного отличия нет.

14.Девочки легче поддаются чужому влиянию?

14. Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются "правил игры", принятых в компании.

15. Мальчики более активны?

15. Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по- разному, многое зависит от класса и от учителей.

16. Девочки более пугливы?

16. Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.

17. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?

17. Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.

18. Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики?

18. Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.

19.У мальчиков более развита склонность к командованию?

19. Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.

20. У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями?

20. Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.