И.Э. Фролов Перспективы перехода к долгосрочному управлению инновационными процессами И.Э. Фролов Перспективы перехода к долгосрочному управлению инновационными процессами
2 Выбор стратегии развития российской экономики после 2008 года – предполагает ответы на вопросы: 1) на каких направлениях необходимо сконцентрировать деятельность Правительства РФ и крупных корпораций для ускорения формирования эффективной национальной инновационной системы; 1) на каких направлениях необходимо сконцентрировать деятельность Правительства РФ и крупных корпораций для ускорения формирования эффективной национальной инновационной системы; 2) за счет каких действий могут быть созданы институциональные, технологические и др. условия, которые бы активизировали устойчивый экономический рост на долгосрочную перспективу и обеспечили бы эффективное позиционирование России на глобальных рынках. 2) за счет каких действий могут быть созданы институциональные, технологические и др. условия, которые бы активизировали устойчивый экономический рост на долгосрочную перспективу и обеспечили бы эффективное позиционирование России на глобальных рынках.
3 1) долгосрочность прогнозных горизонтов (более лет) крупных инновационных проектов; 1) долгосрочность прогнозных горизонтов (более лет) крупных инновационных проектов; 2) степень реализации недоиспользуемых, но реально существующих конкурентных преимуществ высокотехнологического сектора российской экономики; 2) степень реализации недоиспользуемых, но реально существующих конкурентных преимуществ высокотехнологического сектора российской экономики; 3) комплексный и/или межотраслевой характер выбранных проектов; 3) комплексный и/или межотраслевой характер выбранных проектов; 4) возможность встраивания проектов в глобальные технологические тренды 4) возможность встраивания проектов в глобальные технологические тренды К ритерии определения перспективных направлений развития инновационных процессов:
4 Уровни поддержки инновационных процессов: 1. Микроуровень 1. Микроуровень 2. Мезоуровень 2. Мезоуровень 3. Макроуровень 3. Макроуровень
5 Микроуровень Актуальным является стимулирование создания: 1) форм проектного управления фундаментальной наукой (академического и вузовского секторов науки); 1) форм проектного управления фундаментальной наукой (академического и вузовского секторов науки); 2) НТЦ в крупных корпорациях, включая ГНЦ; 2) НТЦ в крупных корпорациях, включая ГНЦ; 3) устойчивых организационно- экономических форм управления инновационным циклом в коммерческом секторе, включая правовые механизмы ГЧП. 3) устойчивых организационно- экономических форм управления инновационным циклом в коммерческом секторе, включая правовые механизмы ГЧП.
6 Мезоуровень Потребуется обеспечить формирование: 1) национальных и отраслевых (межотраслевых) сетей инновационных центров, бизнес- инкубаторов, технопарков и др., включая центры переподготовки профессиональных кадров при ведущих ВУЗах; 1) национальных и отраслевых (межотраслевых) сетей инновационных центров, бизнес- инкубаторов, технопарков и др., включая центры переподготовки профессиональных кадров при ведущих ВУЗах; 2) сети крупных инновационно-маркетинговых и внедренческих центров для продвижения российской продукции на внешний и внутренний рынки; 2) сети крупных инновационно-маркетинговых и внедренческих центров для продвижения российской продукции на внешний и внутренний рынки; 3) группы территориальных инновационно- технологических кластеров. 3) группы территориальных инновационно- технологических кластеров.
7 Макроуровень Наиболее эффективными мерами могут стать: 1) внедрение системы косвенного финансового поощрения для инновационно-активных предприятий (напр., специальные амортизационные схемы, налоговые скидки на инвестиции в сферу НИОКР, инвестиционной льготы по налогу на прибыль и др.); 1) внедрение системы косвенного финансового поощрения для инновационно-активных предприятий (напр., специальные амортизационные схемы, налоговые скидки на инвестиции в сферу НИОКР, инвестиционной льготы по налогу на прибыль и др.); 2) воссоздание межведомственной системы прогнозирования на базе институтов РАН, отраслевых ГНЦ и ряда экономических и отраслевых ведомств Правительства РФ; 2) воссоздание межведомственной системы прогнозирования на базе институтов РАН, отраслевых ГНЦ и ряда экономических и отраслевых ведомств Правительства РФ; 3) создание специальной межведомственной комиссии при Правительстве РФ (аналогичной ВПК), обеспечивающей реализацию системно увязанных целей и задач государственной научно-технической и инновационной политики. 3) создание специальной межведомственной комиссии при Правительстве РФ (аналогичной ВПК), обеспечивающей реализацию системно увязанных целей и задач государственной научно-технической и инновационной политики.
8 Ключевая задача на среднесрочную перспективу: формирование базового инновационного контура экономико-технологического развития. Базовый инновационный контур может быть сформирован при реализации 6-8 технологических мегапроектов, обеспечивающих максимальную реализацию конкурентных преимуществ высокотехнологического сектора российской экономики, расширение экспорта и импортозамещение на соответствующих внутренних рынках. Базовый инновационный контур может быть сформирован при реализации 6-8 технологических мегапроектов, обеспечивающих максимальную реализацию конкурентных преимуществ высокотехнологического сектора российской экономики, расширение экспорта и импортозамещение на соответствующих внутренних рынках. Это обеспечит развитие "вторичных" инновационных контуров, технологическое перевооружение и повышение конкурентоспособности предприятий российской обрабатывающей промышленности. Это обеспечит развитие "вторичных" инновационных контуров, технологическое перевооружение и повышение конкурентоспособности предприятий российской обрабатывающей промышленности.
9 Критерии выбора мегапроектов: 1. Комплексный и межотраслевой характер проекта: разработка и производство нового продукта должна через технологические цепочки затрагивать не только собственную отрасль, но и ряд "смежных". 1. Комплексный и межотраслевой характер проекта: разработка и производство нового продукта должна через технологические цепочки затрагивать не только собственную отрасль, но и ряд "смежных". 2. "Прорывной" характер и длительный жизненный цикл (за 2030 г.). Новый продукт должен сделать "устаревшими" все современные изделия данного класса. 2. "Прорывной" характер и длительный жизненный цикл (за 2030 г.). Новый продукт должен сделать "устаревшими" все современные изделия данного класса. 3. Новые производства должны создавать предпосылки для формирования крупных территориальных технологических кластеров. 3. Новые производства должны создавать предпосылки для формирования крупных территориальных технологических кластеров.
10 Мегапроекты в сфере аэрокосмических технологий : 1) Создание дальнемагистрального (более 9000 км полета без дозаправки) сверхзвукового пассажирского лайнера (с крейсерской скоростью порядка 2,7М). 1) Создание дальнемагистрального (более 9000 км полета без дозаправки) сверхзвукового пассажирского лайнера (с крейсерской скоростью порядка 2,7М). 2) Создание системы глобального комплексного мониторинга Земли на базе ряда спутниковых систем дистанционного зондирования и высокоширотной многомодульной орбитальной станции (проект "Мир-2"), которая должна быть интегрирована с многоразовой системой доставки полезных грузов (проекты ракетно- космической системы "Байкал" и космического корабля "Клиппер"). 2) Создание системы глобального комплексного мониторинга Земли на базе ряда спутниковых систем дистанционного зондирования и высокоширотной многомодульной орбитальной станции (проект "Мир-2"), которая должна быть интегрирована с многоразовой системой доставки полезных грузов (проекты ракетно- космической системы "Байкал" и космического корабля "Клиппер").