Педагогическое взаимодействие Дидактические, воспитательные, социально- педагогические взаимодействия Виды деятельности: Познавательная, трудовая, творческая сотрудничество
Уровни педагогического взаимодействия Это взаимодействие человека самим с собой Это взаимодействие человека с другим человеком Это взаимодействие личности с определенной системой
Основные характеристики педагогического взаимодействия: 1) взаимопознание; 2) взаимопонимание; 3) взаимоотношение; 4) взаимные действия; 5) взаимовлияние
Типы педагогического взаимодействия личность – личность: ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель; коллектив – коллектив: коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив По видам субъекта и объекта
2) прямое и косвенное взаимодействие; 3) взаимодействие в различных видах деятельности: учебной, трудовой, спортивной 4) целенаправленное или стихийное 5) управляемое, неуправляемое 6) отношения «на равных» или руководство 7) сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт 8) случайное или преднамеренное 9) длительное или кратковременное 10) продуктивное или непродуктивное
Педагогическое взаимодействие связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ авторитарный игнорирующий демократичесий Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация
Пути улучшения межличностных отношений. Улучшению межличностных отношений способствуют следующие условия: - постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником; - создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи; - введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливающих уважение к общечеловеческим ценностям; - использование учителем информации о структуре коллектива, о личных качествах учеников, занимающих различное положение в классе;
- организация совместной деятельности, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания; - оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем учащимся и объективная оценка независимо от уже сложившихся межличностных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельности, но и в других ее видах; - организация коллективных игр и других мероприятий, позволяющих ученику проявить себя позитивно, с незнакомой стороны; - учет специфики группировки, в которую входит ученик, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентации.
Если мы ввели порядок и стройность в занятиях не оставляя ни на одну минуту, ни одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас,- то классная дисциплина в наших руках. Изучение широкой школьной практики показало, что основными недостатками организации уроков в школе являются : а) слабая занятость всех учащихся учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельных его этапах. Это проявляется в том, что деятельность школьников конкретно не определена : не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься учащиеся. Потому работа в классе идет в основном с опорой на возможности сильных учеников или на самого учителя; б) нерациональная занятость учащихся на уроке учебно-познавательной деятельностью.
В словаре современного русского языка поведение формулируется следующим образом: 1. П. – совокупность поступков и действий кого либо, создающих целостное представление об образе жизни кого либо; 2. П- образ действий, характер поступков в отношении кого либо; 3. П- взаимодействие живых существ с окружающей средой, проявляющееся в двигательной активности и ориентации в этой среде;
Рассматривается и изучается другое понятие – дисциплина на уроке. Тот же словарь современного русского языка трактует: 1. Дисциплина – обязательное для всех членов, какого либо коллектива, подчинение установленному порядку, правилам; Что же первично? Хорошая дисциплина учеников на уроке - залог его успешности? Или урок – его высокое качество и организация – обеспечивают искомую дисциплину. От кого зависит порядок на уроке – от учителя или ученика?
Можно выделить три разных подхода к тому, как реагирует учитель на "неподходящее" поведение своих воспитанников. Невмешательство. Учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось, рассчитывая, что дети сами постепенно научатся управлять своим поведением. Контроль. Учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия - угрозы и шантаж: "Если ты не замолчишь, я..." (далее называется наказание, демонстрирующее хорошее знание "слабых мест" каждого ученика) Взаимодействие. Учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз ставящего ребенка перед необходимостью осознанного выбора и ответственности. Они включают самих ребят в процесс установления правил. Их программа дисциплины строится на повышении самоуважения учеников с помощью стратегии поддержки.
Как учитель может повлиять на поведение ученика? Отметьте, пожалуйста, три, самые важные на Ваш взгляд, причины, влияющие на поведение учеников на уроке: 1. Авторитет учителя 2. Дисциплинированность ученика 3. Страх ученика перед наказанием 4. Мотивация ученика к обучению («Моя цель – хорошо учиться») 5. Имидж учителя 6. Использование активных методов обучения: наглядно- демонстрационных средств, предварительная подготовка учеников к уроку, ТСО и др. 7. Знание учителем предмета 8. Доброжелательность учителя 9. Стиль взаимодействия учителя и учеников: авторитарный демократический, либеральный 10. Степень готовности учителя к уроку. 11. Любовь учителя к своей профессии
Как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее вашим занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо вести себя? Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, для начала полезно познакомиться с тремя основными законами, которым подчинено поведение ваших учеников, кем бы они ни были.
1 закон Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
2 закон Любое поведение подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.
ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность), строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность), вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности). В процессе школьной жизни базовая потребность ученика ощущать себя причастным к школьной общности воплощается в три частные цели:
3 закон Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна их четырех целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.
Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо: 1.Распознать истинный мотив проступка. 2.В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку. 3.Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.
Стратегия экстренного вмешательства в ситуации конфронтации состоит из 6 основных правил Правило 1: Правило 1: Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Правило 2: Правило 2: Займитесь своими негативными эмоциями. Правило 3 Правило 3: Не усиливайте напряжение ситуации. Правило 4: Правило 4: Обсудите поступок позже. Правило 5: Правило 5: Позвольте ученику «сохранить лицо». Правило 6 Правило 6: Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряжённой ситуации: - повышаем голос, - произносим фразу типа: «Учитель здесь пока ещё я», - оставляем последнее слово за собой, - начинаем кричать, - используем такие позы и жесты, которые «давят»: напряжённые позы, сжатые челюсти и сцеплённые руки, разговор «сквозь зубы», -используем уничижительные, оскорбительные, унижающие выражения, - используем сарказм, - обращаемся к оценке характера ученика, - действуем, как начальник (с превосходством), - используем физическую силу,
втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему, - настаиваем на своей правоте, - читаем проповеди, - ставим учеников в угол, - оправдываемся, защищаемся или «даём взятку», - делаем обобщение типа: «Вы все одинаковы», - делаем необоснованные изобличения, - изображаем негодование, - придираемся, изводим кого-то придирками, - передразниваем учеников, - сравниваем одного ученика с другим, - командуем, требуем, давим, - поощряем ученика, награждая его.
Школьный план действий Это план изменений ребенка через описание взаимодействия с ним. Шаг 1. Объективное описание поведения ребенка. Собирать и точно формулировать факты. Избегать субъективных оценок. Составлять конкретные, а не общие описания того где, когда, как часто и что конкретно делал ученик. Слова «всегда», «никогда», «ничего», «все время» не могут фигурировать в объективном описании поведения.
Школьный план действий Шаг 2. Понимание мотива «плохого» поведения. Привлечение внимания некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам понимать учителя. Власть некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают тем самым установленный в классе порядок. Месть для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру. Избегание неудачи некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.
Шаг 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке Выбирая то или иное педагогическое вмешательство помните, что смысл истинного педагогического воздействия не наказание. Педагогическое воздействие преследует две цели - остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем.
Мотивы плохого поведения Привлечение вниманияВласть Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению. Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка. Сущность поведения Получать особое внимание.«Ты мне ничего не сделаешь!». Сильные стороны поведения Потребность в контакте с учителем. Смелость, способность сопротивляться влиянию. Реакция учителя: эмоции Раздражение, негодование.Гнев, негодование, может быть страх. Реакция учителя: импульс Сделать замечание.Прекратить выходку с помощью физического действия. Реакция ученикаВременно прекращает выходку.Прекращает выходку, когда сам решит. Способы предотвращения Учить детей просить внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение. Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих орг. функций.
Мотивы плохого поведения МестьИзбегание неудач Социальные причины Рост насилия в обществе.Слишком высокие требования родителей и учителей. Сущность поведения Вредить в ответ на обиду.Не буду и пробовать, все равно не получится. Сильные стороны поведения Способность защищать себя от боли и обиды. нет Реакция учителя: эмоции Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию. Профессиональная беспомощность. Реакция учителя: импульс Немедленно ответить силой, или уйти из ситуации. Оправдаться и объяснить ситуацию с помощью специалиста. Реакция ученикаПрекращает выходку, когда сам решит. Попадает в зависимость от учителя. Продолжает ничего не делать. Способы предотвращения Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем. Поддерживать ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу».
Шаг 4. Разработка стратегии поддержки ученика для повышения его самоуважения Самоуважение школьника в основном определяется чувством причастности, принадлежности к школьной жизни, школьной общности. Самоуважение школьника формируется, когда он ощущает свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность или ИС) или хотя бы не ощущает интеллектуальной несостоятельности; строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность или КС) или имеет хотя бы какие-то отношения, пусть уродливые; вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы (свой вклад или СВ).
Шаг 5. Включение родителей и коллег- педагогов в реализацию школьного плана действий Разработка ШПД для построения конструктивных взаимоотношений с тем или иным учеником не только решает проблемы дисциплины, но также является темой для общения с коллегами и родителями