Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему В 9 классе Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Advertisements

Ознакомьтесь с мнением Ильи и Романа о роли орфографии в письменной речи. Илья: «В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии». Роман:
ГИА по русскому языку: как писать сочинение Задание С2.1 Задание С2.2.
МБОУ« Сусловская сош» Учитель русского языка и литературы Лесных С.А.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
Сочинение на лингвистическую тему ГИА Зачем нужна орфография?
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НОВОЙ ФОРМЕ. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Учитель Лебедева Е.И.. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно. Твоё правило может тебя подвести. Достаточно вспомнить, что орфография.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Сочинение-рассуждение Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
1. «Знаки ставятся по силе разума»-писал Ломоносов, основоположник русской грамматики. 2. «Знаки препинания это как нотные знаки, они твёрдо держат текст.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Часть С2. 1 ГИА Сочинение на лингвистическую тему.
Восемнадцатое марта. Классная работа. Обучение написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Транксрипт:

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему В 9 классе Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Основные этапы создания сочинения- рассуждения 1.Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. 2.Теоретически обоснован- ный и подтверждённый лингвистическими приме- рами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос. 2.Теоретически обоснован- ный и подтверждённый лингвистическими приме- рами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос. 3.Вывод (подтверждение тезиса). тезиса). Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Тема, проблема, авторская идея текста: в чём различие? ТЕМА – пласт действительности, сфера жизни, к которой обращается внимание автора; то, что изображено, о чём рассказано. ПРОБЛЕМА – значимый для автора в этой сфере действительности вопрос. АВТОРСКАЯ ИДЕЯ – авторское своеобразие решения данной проблемы; то, что выражено в тексте. Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Проблема – конкретный вопрос, который в этой сфере привлек внимание автора Тема – сфера действительности авторская идея – решение автором этой проблемы Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Основные задачи 1)создать текст типа рассуждения: выдвинуть тезис, обосновать тезис и привести примеры, сделать вывод, подтверждающий тезис; 4)создать текст в соответствии с его основными признаками и заданной композицией (текст типа рассуждения). 3)найти два примера, иллюстрирующие два разных принципа русской орфографии, в тексте для чтения (текст «Дедушкин валенок» М. Пришвина) и использовать их в собственном сочинении-рассуждении; 2)показать знание русского языка, в частности русской орфографии и ее принципов; Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Помогите Илье доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна орфография?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте данный ниже текст М.Пришвина. Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные принципы русской орфографии. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Илье, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ильи. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Дедушкин валенок (1) Хорошо помню дед Михей в своих валенках проходил лет десять. (2) А сколько лет в них он до меня ходил, сказать не могу. (3) Поглядит, бывало, себе на ноги и скажет: (4) Валенки опять проходились, надо подшить. И принесет с базара кусок войлока, вырежет из него подошву, подошьет, и опять валенки идут, как новенькие. Так много лет прошло, и стал я думать, что на свете все имеет конец, все умирает и только дедушкины валенки вечные. Случилось, у деда началась сильная ломота в ногах. (8) Никогда дед у нас не хворал, а тут стал жаловаться, позвал даже фельдшера. (9) Это у тебя от холодной воды, ска­зал фельдшер, тебе надо бросить рыбу ло­вить. (10) Я только и живу рыбой, ответил дед, ногу в воде мне никак нельзя не мо­чить. (11) Нельзя не мочить, посоветовал фельдшер, надевай, когда в воду лезешь, валенки. Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

(12) Этот совет вышел деду на пользу: ломота в ногах прошла. (13) Но только потом дед избаловался, в реку стал лазить только в валенках и, конечно, тер их беспощадно о придонные камешки. (14) Сильно подались от этого валенки, и не только в подошвах, а и выше, на месте изгиба подошвы, показались трещинки. «Верно, это правда, подумал я, что всему на свете конец бывает, не могут и валенки деду служить без конца: валенкам приходит конец». Люди стали деду указывать на вален­ки: (17) Пора, дед, валенкам твоим дать покой, пора их отдать воронам на гнезда. (18) Не тут-то было! (19) Дед Михей, что­бы снег в трещинки не забивался, окунул валенки в воду и на мороз. (20) Конечно, на морозе вода в трещинках валенка замерз­ла, и лед заделал трещинки. (21) А дед после того валенки еще раз окунул в воду, и весь валенок от этого покрылся льдом. (22) Вот какие валенки после этого стали теплые и прочные... Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

(23) И опять я вернулся к той мысли, что, пожалуй, дедушкиным валенкам никогда не будет конца. (24) Но вскоре весна пришла, валенки в сенцах растаяли и вдруг расползлись. (25) Верно, правда, сказал дед в серд­цах, пришла пора отдыхать в вороньих гнездах. (26) И в сердцах швырнул валенок с высокого берега в репейники... (27) Почему ж валенки только воронам? сказал я. (28) Всякая птичка весною тащит в гнездо шерстинку, пушинку, соломинку... (29) Тут вскоре началась птичья пора. (30) Вниз, к реке, на репейники, полетели всякие весенние птички и, поклевывая головки репейников, обратили свое внимание на валенок. (31) Каждая птичка его заметила, и когда пришла пора вить гнезда, с утра до ночи птицы стали разбирать на клочки де­душкин валенок... (32) Много в моей жизни походил я по лесам и, когда приходилось найти птичье гнездышко с подстилом из войлока, думал, как маленький: (33) «Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечные». (По М. Пришвину). Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным. Одним из признаков хорошего образования является орфографическая грамотность Орфограмма и орфографическая ошибка – понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой. Орфографичес кая ошибка… Что стоит за ней? Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что означают эти понятия? В наше время осо- бенно остро стоит Проблема орфогра фической грамот- ности. … Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи. Звуки и буквы, орфоэпия и орфография. Как связаны между собой эти понятия? Можно начать сочинение словами Ильи: «В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии» Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Орфограмма- правильное написание на месте затруднения Рабочие материалы для сочинения – рассуждения Морфологический принцип-требование графического единообра – зия морфем в слабой и сильной позициях. Орфографическая ошибка-нарушение орфографической нормы. Принципы русской орфографии – теоретические положения, определяющие выбор одного написания там, где есть орфограммы, где возможны два или более разных написаний. Традиционный принцип –требование написания в соответствии с этимологи- ей (происхождением) и традицией (историей) слова. Орфография – раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразных написаний. Фонетический принцип –требование соответствия звука и буквы. Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Ответьте на вопросы: Для чего нужна орфография? Какие принципы лежат в основе русской орфографии? Какие правила регулирует фонетический принцип? Какие правила регулирует морфологический принцип? Какие правила регулирует традиционный принцип? Орфография обеспечивает процесс письменного общения людей, устанавливая нормы правописания и единые правила использования русской графики.) ( Морфологический, фонетический, традиционный.) Правописание приставок на -з(- с); правописание приставок раз- (рас-) роз-(рос-); правописание и(ы) после приставок, оканчивающихся на согласный Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов; правописание безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением; правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных и др Правописание и после твёрдых шипящих ж, ш; написание окончания – ого прилагательного ед.ч. Р.П. и др. Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Фонетический принцип: избаловался(13), беспощадно (13), растаяли(24), расползлись(24) Морфологический принцип: проходил (1), (в) ногах(7), воронам (17), дед (1) Традиционный принцип: подшить (4), живу (10), служить (15),пушинку (28), высокого (26). Приведём примеры из текста: Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Глаголов 1 лица мн.ч.: докажем, подтвердим, найдём, приведём, определим Союзов и союзных слов: так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы и др. Вводных слов: например, следовательно и др. Синтаксических конструкций: это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…,причина состоит в следующем…; это позволяет предположить, что… Языковые средства для связи частей текста: тезиса и доказательств Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Предложения с вводными словами: Я согласен с Ильёй, Во-первых,…; во-вторых,…; в-третьих… Сложноподчинённые предложения с придаточными причины: Я разделяю точку зрения Ильи, потому что… Вопрос и ответ на него: Разве можно не согласиться с Ильёй? Конечно, нет. Вывод : таким образом; итак; в заключение сделаем вывод; подытожим всё вышесказанное; в итоге мы пришли к выводу. Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Еще раз повторим, какие этапы мы проходим, создавая сочинение-рассуждение: Вступление: формулировка тезиса, связанного с темой сочи- нения и основной мыслью Обосновать тезис и привести из текста не менее двух примеров Сделать вывод, подтверж- дающий тезис В заключении необходимо этически корректно сформулировать собствен- ное мнение, согласившись или не согласившись с мне- нием Ильи Показать знание русско- го языка, в частности русской орфографии и её принципов Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Используемая литература: С.А.Арефьева. «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в 1х классе». «Русский язык в школе» г. Т.И.Павлова, Н.А.Раннева «Сочинение- рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах». Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный

Желаю Вам успеха ! Учитель русского языка и литературы Макаревич И.В. МОУ "Гимназия 19" г. Изобильный