Д.С. Лихачев – символ национальной духовности. Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о жизни и творчестве Д.С. Лихачева как символа национальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дмитрий Сергеевич Лихачев ( ) Работа учителя русского языка и литературы МОУ Каменская СОШ 1 Суязовой Ирины Анатольевны 2011 год.
Advertisements

Литературный салон «Белая скатерть» Руководитель Патрушева Ф. С., учитель русского языка и литературы школы 119 г. Санкт-Петербург.
Д.С. Лихачёв «У него была судьба такая – прямая, как стрела». З.Ю.Курбатова, внучка Д.С.Лихачёва.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв Санкт – Петербург, Российская империя Санкт – Петербург, Россия Российский филолог, искусствовед, сценарист,
Словарная разминка « Узнай слово » 1. Разговор двух или более лиц. 2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически 3. Одинаковое построение.
Книжкина неделя. Современник XX-го века Дмитрий Сергеевич Лихачёв ( ) – великий советский учёный, филолог, всю жизнь посвятивший русской литературе,
К 100-летию со дня рождения академика Д.С.Лихачёва
Подготовлено к уроку русского языка в 11 классе. Составила: Климова Александра Владимировна.
Презентация о жизни и творчестве Дмитрия Сергеевича Лихачева. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» Ученица 11 А класса ГОУ СОШ 435 Курортного района.
«Давайте будем людьми счастливыми…» Д.С.Лихачёв Д.С.Лихачёв.
Д.С. Лихачев: достояние человечества. …есть он тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля.
100-летию со дня рождения выдающегося ученого современности, филолога, историка, философа науки и культуры, великого патриота России.
Ум, честь и совесть эпохи. Д. С. Лихачев Кутлинская Г. А. Учитель русского языка и литературы ср. школы 430 г. Ломоносова Материалы школьной конференции.
Без памяти нет совести? Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Сосновская СОШ» Азовского ННМР Омской области Григорьевой Надежды Андреевны.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Земля родная». Д. С. Лихачёв родился в Санкт – Петербурге 28 ноября 1906 года. Д. С. Лихачёв родился в Санкт – Петербурге 28.
Родительское собрание на тему «О воспитанности» Выполнила: Любимова О.С.
Русский литературный язык и его стили Автор Коврижных Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 38» города Воркуты.
Что нужно ценить в жизни.. Нужно стать счастливым человеком Для того, чтобы научиться ценить жизнь такой какой она есть, нужно стать счастливым. О счастье,
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе Тема: «Комплексный анализ текста». «Память – это преодоление времени» (Д.С.Лихачев).
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».
Транксрипт:

Д.С. Лихачев – символ национальной духовности

Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о жизни и творчестве Д.С. Лихачева как символа национальной духовности, воплощения истинно русской гуманитарной культуры. Формирование у обучающихся знаний о жизни и творчестве Д.С. Лихачева как символа национальной духовности, воплощения истинно русской гуманитарной культуры.

Задачи урока: 1) Познакомить учащихся с биографией Д.С.Лихачева, рассказать им об основных направлениях его научных трудов и общественной деятельности. 2) Познакомить с «Письмами о добром и прекрасном», проанализировать их содержание. 3) Формировать у учащихся сознание необходимости воспитания духовности в человеке. 4) Подчеркнуть значение духовного богатства для каждого человека и общества в целом как основы его гражданственности.

Указом Президента Российской Федерации 2006 год объявлен «Годом гуманитарных наук, культуры, образования – Годом академика Д.С. Лихачева». Вас ржа эпохи не задела, С ума блокада не свела, Вы знали: слово – это дело, Творя высокие дела! (к 90-летию Д.С. Лихачева).

Начало жизненного пути Родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт - Петербурге. Родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт - Петербурге. Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета (1928 г.). Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета (1928 г.). В годах был незаконно репрессирован. В 1936 году с него сняли судимость. В годах был незаконно репрессирован. В 1936 году с него сняли судимость.

Жизненные вехи С 1938 года – младший, а с 1941 – старший научный сотрудник Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). С 1938 года – младший, а с 1941 – старший научный сотрудник Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). С 1954 – заведующий сектором древнерусской литературы ИРЛИ. С 1954 – заведующий сектором древнерусской литературы ИРЛИ. С 1953 года – член – корреспондент АН СССР. С 1953 года – член – корреспондент АН СССР. С 1956 – член Союза писателей. С 1956 – член Союза писателей. С 1970 – действительный член (академик) АН СССР. С 1970 – действительный член (академик) АН СССР. В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год. В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год. С 1990 года входит в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет). С 1990 года входит в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет). Герой Социалистического Труда (1986). Герой Социалистического Труда (1986). Первый Почетный гражданин Санкт – Петербурга (1995). Первый Почетный гражданин Санкт – Петербурга (1995). Имя Лихачева присвоено малой планете 2877 (1984). Имя Лихачева присвоено малой планете 2877 (1984).

Д.С. Лихачев – автор десятков книг и сотен статей, выдающийся литературовед, историк культуры, российский философ и общественный деятель. 1. В историю российского и мирового литературоведения вошел прежде всего как исследователь древнерусской литературы. («Национальное самосознание Древней Руси (1945), «Возникновение русской литературы» (1952), «Слово о полку Игореве» Историко-литературный очерк» (1955), «Поэтика древнерусской литературы» (1967) и т. д.). 2. Важную роль в развитии современной филологической науки играет работа «Текстология на материале русской литературы X – XVII веков». 3. Под его редакцией создан учебник для студентов «История русской литературы X – XVII веков» (1985 год). 4. Под редакцией Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева издано 12 томов «Памятников Древней Руси», вышли три выпуска «Словаря книжников и книжности Древней Руси» ( ). 5. Выступал популяризатором науки и боролся за охрану и изучение памятников старины.

Академик Д.С. Лихачев «…Сейчас самое важное для нас возобновить в себе любовь к Родине, к русским пейзажам, к русским полям, к русским к русским пейзажам, к русским полям, к русским дубравам, ко всему тому, о чем мы уже забыли. Мы перестали быть русскими, о чем мы уже забыли. Мы перестали быть русскими, потому, что перестали любить Россию».

«Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать» Д.С. Лихачев

СОДЕРЖАНИЕ ПИСЕМ

Письмо 1 «Большое в малом » Письмо 1 «Большое в малом » Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга.

Письмо 2 « Молодость-вся жизнь» - Что необходимо человеку сформировать в молодости, для того чтобы быть счастливым? - …берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья!..

Письмо 3 «Самое большое» - В чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей… Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей… Надо любить в человеке человека… Надо любить в человеке человека… Надо быть патриотом, а не националистом… Надо быть патриотом, а не националистом… Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким… Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким… Любовь не должна быть …слепой. Любовь не должна быть …слепой.

Письмо 10 « Честь истинная и ложная» Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. представления о чести бывают совершенно ложными… я имею в виду то, что называется «честью мундира». «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты. представления о чести бывают совершенно ложными… я имею в виду то, что называется «честью мундира». «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.

Письмо 12 « Человек должен быть интеллигентным» нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. интеллигентность равна нравственному здоровью, интеллигентность равна нравственному здоровью, Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование …нужно быть внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование …нужно быть внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы,

Письмо 13 «О воспитанности» Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет.

Письмо 17 « Уметь спорить с достоинством» Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре. 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре. Нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника.

Письмо 19 « Как говорить» как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык веще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык веще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно

Письмо 21 « Как писать» Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере В языке сказывается интеллигентность человека В языке сказывается интеллигентность человека Чтобы научиться писать, надо писать! Чтобы научиться писать, надо писать!

Письмо 27 «Четвертое измерение» Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

Письмо 34 «О русской природе» У природы есть своя культура. У природы есть своя культура. природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна» природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна» Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем.

Письмо 40 « О памяти» Память – одно из важнейших свойств бытия Память – одно из важнейших свойств бытия Память противостоит уничтожающей силе времени. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление смерти. Память – преодоление времени, преодоление смерти.

Письмо 44 «Об искусстве слова и филологии» искусство слова – самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры искусство слова – самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она соединяет литературоведение и языкознание Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она соединяет литературоведение и языкознание Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее

Литература: 1. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений, 7 класс / под ред. В.Я. Коровина. М., «Просвещение», Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия. М.,