Влияние шума на организм младшего школьника Работу выполнил ученик 3 класса МОУ СОШ пос. Юбилейный Котельничского района Кировской области Унукайнен Константин Руководитель Селезнёва Светлана Витальевна учитель начальных классов МОУ СОШ п.Юбилейный Котельничского района Кировской области
Я люблю петь, играть на баяне, но громкая музыка и шум во время занятий и подготовки уроков мешает и раздражает меня. Я с трудом выполняю домашние задания и часто отвлекаюсь. В нашей школе на переменах очень шумно, а дежурные по школе всегда делают замечания тем, кто нарушает тишину. На линейках по передаче дежурства эта проблема поднимается регулярно, но результатов положительных нет, поэтому Светлана Витальевна Селезнева предложила мне изучить эту проблему и помочь навести в школе порядок, мы надеемся, что результаты исследования повлияют на поведение младших школьников. Мы нашли литературу по этому вопросу. Составили план работы. Что же мы узнали? К каким выводам пришли? Актуальность исследования
Цель работы: исследовать влияние шума на организм младшего школьника Задачи: Изучить литературу, в которой описано влияние шума на организм человека, на все живые организмы. Исследовать влияние шума на самочувствие младших школьников. Исследовать влияние шума на состояние памяти школьника. Исследовать влияние шума на давление и пульс школьников. Познакомить с результатами исследования одноклассников и родителей. Сделать выводы о влиянии шума на состояние здоровья школьников.
Обзор литературы Человек всегда жил в мире звуков и шума. Шум – это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. В природе громкие звуки редки, шум слаб и непродолжителен. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Наш век стал шумным. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Уровень шума 20-30децибел безвреден для человека, допустимая граница 80 децибел. Звук 130дБ вызывает болевое ощущение, а в 150 дБ– становится невыносимым. В средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
Как влияет шум на живые организмы? Шум от пролетающего реактивного самолета угнетает пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнездах. Коровы дают меньше молока, куры реже несутся, птицы начинают усиленно линять, не прорастают семена растений, в городе деревья погибают раньше, чем в природе. Шум в океане от военных судов – угроза для китов. Киты выбрасываются на побережье.
Как же влияет шум на организм человека? Мы можем выделить следующие последствия влияния шума на человека: 1. Преждевременное старение, 2. Сокращает жизнь людей в крупных городах на 8-12 лет; 3. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами от шума; 4. Гастрит, язвы желудка часто встречаются у людей, работающих в шумной обстановке, у эстрадных музыкантов язва желудка профессиональное заболевание; 5. Шум угнетает нервную систему; 6. Под влиянием шума изменяется частота и глубина дыхания; 7. Нарушается обмен веществ, снижается уровень сахара в крови.
Как воздействует шум на детский организм? Шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, повышается число несчастных случаев. Таким образом, шум является загрязнителем, оказывает значительное влияние на трудоспособность людей. Один ребенок способен создавать шум в децибел, сколько шума создают учащиеся школы на перемене, если их 170 человек. Источником сильного шумового загрязнения является школьная дискотека.
Источники звука Сила звуков в децибелах Шумовые звуки190 Смарт. уровень180 Реакт. самолет150 Сирена возд. тр.130 Болевой порог120 Громкая музыка110 Спорт автомобиль100 Опасный уровень90 Уличный шум80 Нормальный разговор 70 Тихая улица60 Тихая комната50 Звук часов40 Шепот30 Шелест листа на ветру 20 Порог слуха10 Влияние звуков на человека
Методы исследования Анкетирование Эксперимент
Анкетирование Анкета для учащихся начальной школы. Данная анкета предлагалась для учащихся 1- 4 классов МОУ СОШ пос.Юбилейный. 1. Как вы реагируете на шум и громкую музыку? Выберите один вариант ответа. а) раздражает; б) мешает делать уроки; в) не мешает делать уроки; г) спокойно делаю уроки. 2. Какой шум вас раздражает? Вызывает чувство усталости? Выберите варианты ответа. а) громкая музыка; б) сирена; в) звук мотоцикла; г) уличный шум; д) шум на перемене; е) шум автомобиля; ж) громкий разговор; з) громкий плач.
Результаты анкетирования В 1 классе половина учащихся выбрали ответ «раздражает громкая музыка», во 2 классе – громкая музыка мешает делать уроки, в 3 классе – раздражает громкая музыка, в 4 классе – громкая музыка мешает делать уроки. Таким образом, большинство учеников негативно относятся к громкой музыке.
В 1 классе большинство учеников раздражает громкая музыка, во 2 классе чувство усталости вызывает сирена, шум на перемене и громкий разговор, в 3 классе большинство учеников раздражает громкий плач, в 4 классе раздражает сирена и громкая музыка. Следовательно, для учеников начальной школы раздражителями являются громкая музыка, сирена, шум на перемене, громкий разговор и плач.
Исследование памяти Влияние шума на память. Испытуемый Унукайнен Константин. Испытуемому предлагалось выучить четверостишие при громкозвучащей музыке и в тишине. Четверостишия были взяты из стихотворения Льва Квитко «Смелые воробьи». Условия экспериментаЗатраченное время 1Заучивание при громкозвучащей музыке13 минут 2Заучивание в тишине6 минут Данные занесли в таблицу Повторение эксперимента Условия экспериментаЗатраченное время 1Заучивание при громкозвучащей музыке7 минут 2Заучивание в тишине3 минуты
Результаты эксперимента Анализируя, полученные данные, мы делаем вывод, что заучивание стихотворения в полной тишине происходит быстрее, чем при громкой музыке.
Методика исследования давления и пульса Второклассники находились 20 минут под воздействием громкой музыки, после чего у них измерили давление и пульс. Данные занесены в таблицу 4. Затем испытуемые находились в полной тишине в течение 20 минут. По истечению данного времени у них повторно измерили давление и пульс. Данные занесли в таблицу 4. Первые и вторые показания выражены в средней величине.
Результаты исследования Сравнив средние показатели АД и пульса, мы делаем вывод, что громкая музыка повышает АД и учащает пульс. Средние показатели после громкой музыки АД 101/64 mmHg, пульс 89 у/мин, средний показатель после тишины – АД 96/61 mmHg, пульс 77 у/мин. Таким образом, громкая музыка негативно влияет на состояние здоровья младшего школьника.
Исходя из полученных данных, мы делаем выводы: 1.Громкая музыка, шум на перемене, громкий разговор раздражает младшего школьника, утомляет его нервную систему. 2.Громкая музыка отрицательно воздействует на память младшего школьника. Заучивание стихов происходит быстрее в полной тишине. 3.Громкая музыка и шум повышают артериальное давление и учащают пульс младшего школьника. Выводы
Библиографический список 1. Т. В. Машарова «Экологическое воспитание младших школьников». Киров – Гигиена окружающей среды. Т.И. Сидоренко. Медицина Слово о здоровье. Ю.Т. Лисицын. Советская Россия Валеология. Б.Н.Чумаков Экология. Е.Ю. Колбовский