Урок - диалог «Международное гуманитарное право»
Цели и задачи: 1.Дать знания школьникам об основополагающих принципах и нормах гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов 2. Выработка основных навыков обучения внутри и за пределами группы; формирование комплексного мышления учащихся 3. Воспитание гражданских качеств добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности
Оборудование -Современная политическая карта мира -Юридические словари -Схемы - Документы
Структура урока: 1.Мотивационная беседа. Постановка целей 2. Работа с источниками. Формулировка правовых положений, защищающих жертв войны 3. Изучение материала, построение логических опорных схем. Текущий контроль 4. Закрепление учебного материала. 5.Домашнее задание
Эпиграф урока «MORTUI VIVENTES OBLIGANT» « Мертвые обязывают живых» (лат.) Проблемное задание: «Почему именно этот эпиграф выбран к данному уроку?»
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО – международные нормы договорного характера, направленные на решение гуманитарных проблем, вызванных как международными, так и внутренними конфликтами. ПРИНЦИПЫ МГП * Обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля, должно быть гуманным * В период вооруженного конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противнику
ИСТОЧНИКИ МГП * Женевские конвенции 1949 г. Первая обеспечивает правовую защиту больных и раненых в действующих армиях Вторая защищает раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море Третья защищает военнопленных Четвертая защищает гражданское население во время войны * Дополнительные протоколы 1977 г. - защита жертв вооруженных конфликтов международного характера - защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера
Его я узнал не из книжки – Жестокое слово – война! Прожекторов яростной вспышкой К нам в детство ворвалась она. Смертельными тоннами стали, Сиреной тревоги ночной. В те дни мы в войну не играли – Мы просто дышали войной.
М Г П - В О Й Н А - Д Е Т И Защита и помощь Новорожденный = раненый До 15 лет = гражданское население Эвакуация из зоны конфликта Предпочтение при распределении гуманитарной помощи Запрет изменения семейного, гражданского состояния Обучение, воспитание в военных формированиях Запрет смертного приговора до 18 лет Воссоединение с семьей Исключить участие в военных действиях _____________________________________ Г У М А Н И З М
Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК)- основана в 1919 г. Поддержка гуманитарной деятельности национальных обществ в мирное время Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и катастроф Помощь беженцам вне зоны вооружённого конфликта Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца существуют в 150 странах оказание социальной помощипомощь медицинской службе строительство больниц помощивооруженных сил инвалидам участие в спасательных операци-помощь раненым, больным ях подготовка кадров в области медицины проведение массовых прививок,помощь гражданскому насе- программы по сбору крови, лению просвещение населения
Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца Международный Комитет Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК) – основан в 1863г. Обеспечение соблюдения прав жертв вооружённых конфликтов и ситуаций насилия внутри страны ( розыск пропавших без вести, содействие воссоединению семей) Оказание помощи жертвам вооружённых конфликтов (продовольственная помощь, распределение одежды, строительство жилья) Содействие развитию международного гуманитарного права, распространение знаний о нём
М К К К Принципы Сущность -Гуманизм -Защита жизни, здоровья людей, уважение к человеческой личности -Независимость - Нет различий по признаку расы, религии, класса и т.д. - Беспристрастность - Отказ от участия в военных действиях - - Сохранение автономии - Добровольность - Не руководствуется стремлением к получению выгоды - Единство - В стране только одно общество Красного Креста - Нейтральность - Открытость - Универсальность - Общество является всемирным
Э М Б Л Е М А с 1864 года – обратное расположение цветов швейцарского флага используется исламскими странами защитный и отличительный знак обозначение: персонала, учреждений, транспорта, машин скорой помощи, пунктов оказания скорой помощи (если эта помощь предоставляется бесплатно) НЕ ДОПУСКАЕТСЯ: злоупотребление эмблемой вероломное использование эмблемы квалифицируется как военное преступление
Тест Международное гуманитарное право 1. Международное гуманитарное право а) рассматривает правомерность применения вооруженной силы для разрешения международного конфликта б) защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны в) защищает граждан государства, подвергшегося нападению 2. Для обозначения лиц, имеющих право принимать участие в военных действиях, в МГП применяется термин: а) репатрианты б) беженцы в) комбатанты 3 Стороны, участвующие в конфликте: а) свободны в использовании всех средств и методов ведения боевых действий б) не должны применять средства, причиняющие обширный и долговременный ущерб окружающей среде в) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против определенного военного объекта и имеет неизбирательное действие 4. Какие из следующих приказов соответствуют положениям МГП: а) Использовать минометный огонь против снайпера, засевшего в одной из квартир многоэтажного дома б) вывести всех гражданских лиц из сектора действия батальона в) уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в плен 5. Основные положения МГП содержатся: а) в Женевских Конвенциях б) в Конституции РФ в) во Всеобщей декларации прав человека
Домашнее задание. Подготовить сообщения о положении детей в горячих точках, то есть там, где происходят вооруженные столкновения Написать сочинение-эссе «Чем страшна война для детей?», « Дети – герои Великой Отечественной войны»