Эффективность реализации программ повышения квалификации кадров 2006 – 2008 гг. Кафедра психологии и андрагогики
Цель деятельности кафедры психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в Сахалинской области
Задачи 1. Обеспечить психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников Сахалинской области. 2. Способствовать формированию профессионально - личностного саморазвития педагогических работников. 3. Обеспечить психолого - педагогическое сопровождение реализации федеральных и региональных программ. 4. Обеспечить научно - методическое сопровождение социально - психологических исследований в сфере образования. 5. Способствовать формированию психолого - педагогической компетентности педагогов - психологов и социальных педагогов в вопросах психологической помощи и поддержки в экстремальных и кризисных ситуациях. 6. Обеспечить психолого - педагогическое сопровождение внедрения комплексных профилактических здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Целевая аудитория Педагоги - психологи ; Социальные педагоги ; Социальные работники ; Учителя и классные руководители ; Заместители директоров по воспитательной работе
Тематика программ повышения квалификации Профилактика злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи. Профилактика ВИЧ и злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи. Психолого - педагогические основы образовательной деятельности. Организационно - содержательные основы образовательной деятельности. Психология здоровья. Экстремальная психология.
Уровни реализации Программ ( показатели эффективности реализации ) 1. Соответствие содержания Программы требованиям (актуальность, нормативность) 2. Распространение идеи Программы, (кол-во КПК, охват слушателей) 3. Удовлетворенность КПК, семинарами (содержание, стиль общения с преподавателем, личная вовлеченность слушателей) 4. Практическая реализация Программы Востребованность идей Программы (кол-во ОУ, учителей, творческих объединений, площадок, лабораторий использующих идеи, Методическое сопровождение) 3а. Готовность реализовать идеи в собственной практике (интересен практическими аспектами) 5. Новое качество в системе образования, у целевых групп: Администрация, педагоги, учащиеся, родители
Критерии эффективности Распространение идеи Программы ( кол - во КПК, слушателей ) Удовлетворенность КПК, семинарами ( содержание, стиль общения с преподавателем, личная вовлеченность слушателей ) Практическая реализация Программы. Востребованность идей Программы ( кол - во ОУ, учителей, творческих объединений, площадок, лабораторий использующих идеи, методическое сопровождение ) Новое качество в системе образования, у целевых групп ( обобщение опыта, участие в конференциях и педагогических чтениях, в конкурсах и т. п.
Соответствие содержания Программы требованиям ( актуальность, нормативность )
Актуальность Образователь ные потребности слушателей ( запрос и затруднения ) Приоритеты и стратеги- ческие ориентиры образования
Приоритеты и стратегические ориентиры образования Изменение целей обучения Изменение представлений о развитии способностей Изменение образовательных парадигм : от традиционного обучения к развивающему образованию Изменение понимания субъекта образовательного процесса
Образовательные потребности слушателей Методика и технология деятельности педагога - психолога и социального педагога Работа психолога в кризисных и чрезвычайных ситуациях : приемы и методы психологической помощи и поддержки. Активные и интерактивные формы и методы обучения. Работа с родителями. Работа с педагогическим коллективом и администрацией ОУ. Экспертная работа педагога - психолога в образовательных учреждениях. Психологическое сопровождение учебно - воспитательного процесса ПАВ, волонтеры, наркопост Суицидальное поведение Аддиктивное поведение Эмоциональное выгорание Стресс Личность в кризисной ситуации Саморазвитие педагога Здоровьесберегающие технологии в образовании Компетентностный подход в образовании Работа в ПМПк ( дифференциальная диагностика, экспертная деятельность ) Особенности интерактивной стратегии обучения Психология здоровья. Работа с одаренными детьми.
вывод Программы повышения квалификации создаются в соответствии с основными приоритетами образования в России и с учетом образовательных потребностей и затруднений целевой аудитории Программы повышения квалификации выполняются в соответствии с требованиями к содержанию и структуре программ ( Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ 1221 от 1997 г. « Об утверждении требований к программам …»)
Распространение идеи Программы ( кол - во КПК, слушателей )
Тематика КПК ( всего 10 КПК ) Содержание и организация психолого - педагогической деятельности в образовательном учреждении. Полисубъектное взаимодействие « учитель - ученик - родитель - психолог » в условиях современного образования. Психолого - педагогическое сопровождение семьи как субъекта воспитательно - образовательного пространства. Создание волонтерского движения как профилактика ВИЧ и наркомании в образовательном учреждении. Психологические аспекты суицидального поведения. Эмоциональное выгорание. Причины и профилактика. Система психологической помощи и поддержки в экстремальных ситуациях.
Количество КПК 2006, 2007, 2008
Количество слушателей на КПК ( всего 232 человека )
Тематика семинаров Основы педагогики и психологии. Технологии дифференцированного обучения учащихся на уроке Формирование социальной компетентности у старшеклассников Организация работы педагога - психолога в образовательном учреждении. Теоретические аспекты развивающей оздоровительной работы в ДОУ и СОШ. Коммуникативная компетентность педагога как профилактика конфликтного поведения. Самопрезентация педагога в условиях конкурса. Профессиональное выгорание и его профилактика в деятельности педагога. Детско - родительские отношения. Профилактика ПАВ. Организация и содержание деятельности наркопоста. Профилактика ВИЧ / СПИДа и наркомании в подростковой среде. Асоциальное поведение детей и подростков. Агрессия несовершеннолетних. Формирование компетенции по проблеме оздоровления ребенка в условиях образовательного пространства. Реализация идеи здорового образа жизни и ценности здоровья в образовательном учреждении. Развивающая оздоровительная работа в ОУ. Система психологической помощи и поддержки в экстремальных ситуациях. Исследование экзистенциальной сферы личности педагога в кризисе ( профессиональный, возрастной ).
Количество семинаров ( всего 37 семинаров )
Количество слушателей на семинарах ( всего 863 человека )
Всего за 2006, 2007, 2008 гг. обучено на КПК и семинарах человек
Обучено слушателей 2006 год КПК по 3- м направлениям. Обучено 4 группы – 79 человек. Семинары по 7 темам. Обучено 11 групп – 184 слушателей год КПК по 3 направлениям. Обучено 3 групп – 216 слушателей. Семинары по 9 темам. Обучено 13 групп – 307 слушателей год КПК по 3 направлениям. Обучено 3 группы – 232 слушателей. Семинары по 9 темам. Обучено 13 групп – 372 слушателей. Итого за период с 2006 по 2008 год обучено слушателей : на 10 КПК – 752 слушателя, на семинарах – 863 слушателей
Тематика программ спецкурсов ( всего 59) для различных целевых аудиторий Психофизиологические особенности информационной деятельности. Технология проведения тренинга. Технология психологического консультирования. Особенности эмоционального выгорания педагога. Саморазвитие личности педагога в профессиональной сфере : кризис профессионального развития. Самоменеджмент в условиях конкурса. Проектная деятельность на уроках в начальной школе. Интерактивные методы на уроках технологии. Психологические аспекты профильного обучения школьников. Психодиагностика девиантного поведения. Психология аддиктивного поведения. Социальная дезадаптация подростков воспитанников детских домов и детей лишенных родительского попечительства. Антитеррористическая безопасность. Механизмы психологической защиты личности. И т. д.
Только за 2008 г. сотрудниками кафедры прочитано в СОИПиПКК 43 модуля на 34 КПК
Удовлетворенность слушателей курсовой подготовкой за 2008 г. ( опрошено 1134 слушателей )
Детали удовлетворенности КПК Самый высокий процент удовлетворенных слушателей по показателям 1 « Курс интересен теоретическими аспектами » (94%), 5 « демократический стиль общения » (95%). Показатель 2 « Интересен практическими аспектами » (88,46%), Показатель 3 « Необходим мне для практики » (91%) Самый низкий процент удовлетворенных слушателей ( от общего количества опрошенных ) 9 « удовлетворенность собственным участием в презентации собственного опыта » (48%), 8 « удовлетворенность собственным участием в проектировании и моделировании » (52%)
Удовлетворенность слушателей КПК ( проводимых кафедрой ) « Полисубъектное взаимодействие …» Низкий - 1%, средний - 24%, высокий - 75% « Профилактика ПАВ и ВИЧ …» Низкий - 0%, средний - 23%, высокий - 75% « Суицидальное поведение …» Низкий - 7%, средний - 34%, высокий - 57%
Находки и открытия слушателей (371 слушатель за 2008 г.) Теоретические знания и навыки для практической работы – 65% Педагогическое выгорание Понятие агрессивности Компетентностный подход Методы преодоления стресса Представления о психологии управления Особенности консультирования Функционирование
Выводы : Большинство слушателей удовлетворены курсовой подготовкой ( на среднем уровне – 20%, на высоком - 76%) Демонстрируют готовность к применению полученных знаний в собственной практике Слушатели обозначают содержательные и организационные аспекты дальнейшего сотрудничества
Практическая реализация Программы. Востребованность идей Программы ( кол - во ОУ, учителей, творческих объединений, площадок, лабораторий использующих идеи, методическое сопровождение )
Инновационно - экспериментальная деятельность кафедры ПОДПРОГРАММЫ Профилактика ВИЧ - инфекции и злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи в образовательном учреждении. Профессиональное самоопределение школьников Развитие личностного и профессионального самосознания педагогических работников. Здоровьесберегающие технологии как условия формирования здорового образа жизни. ЛАБОРАТОРИИ, ПЛОЩАДКИ Профилактика ПАВ среди детей и подростков Здоровьесберегающие технологии как условия формирования здорового образа жизни.
Научно - исследовательская работа сотрудников кафедры Асоциальное поведение подростков. Психология профессионального стресса, методы профилактики и преодоления. Саморазвитие личности педагога в профессиональной деятельности. Профессиональное выгорание педагогов. Формирование навыков ЗОЖ Развитие эмоционального интеллекта учащихся Восточного лицея.
Методические пособия и рекомендации ( всего 28 изданий )
Тематика публикаций и методический пособий « Личность в кризисной ситуации ». « Организация работы специалистов образовательных учреждений и родителей с целью обеспечения адаптивного развития ребенка в современном мире » « Профессиональное выгорание педагога и его профилактика ». « Профессиональная деятельность психолога, социального педагога в работе с педагогическим коллективом ». « Организация развивающей оздоровительной работы в ДОУ ». « Возрастное развитие младшего школьника ». « Практический материал по профилактике ПАВ в учебно - воспитательной работе » ( диагностика эффективности профилактической работы ) « Организация и содержание профессиональной деятельности педагога - психолога в образовательном учреждении ». « Организация работы в ОУ по профилактике распространения ВИЧ и СПИДа ». « Психология стресса и методы его нейтрализации ».
Новое качество в системе образования, у целевых групп обобщение опыта, участие в конференциях и педагогических чтениях, в конкурсах и т. п.
Новое качество в системе образования, у целевых групп Аттестационные работы 68 человек (20, 25, 23) Обобщен опыт работы – 14 (6, 1, 7) Участники научно - практических конференций и педагогических чтений 56 человек - (13, 19, 24) Участники конкурса « Учитель года » (3 человека, 1 победитель ) Участники ПНПО (2 человека, 1 победитель ) Создан ППМС - центр, отделение « Профилактики и реабилитации детей, злоупотребляющих ПАВ » В 2008 г. Южно - Сахалинске появилось МО психологов, МО социальных педагогов Дети участвуют в конференциях и конкурсах учебно - исследовательских работ по психологической тематике (2008 г. – 5 работ, 2 победители )
Вывод В соответствии с выделенными критериями реализации программ повышения квалификации кафедры психологии и андрагогики реализуются эффективно
Перспективы Разработка и внедрение новой тематики курсовой подготовки ( психология здоровья, психология кризиса, психология труда и др.) для обучения не только педагогов - психологов, социальных педагогов и других педагогических работников, но и более широкой аудитории слушателей Научно - методическое обеспечение практической работы специалистов Активизация работы МО и других творческих объединений Изучение практического опыта работы и его диссеминация Мотивация и инициирование специалистов к участию в конференциях, конкурсах, грантовых проектов и т. п.