Результаты обучения в контексте Болонских реформ Сейдахметова Римма Ганиевна Центр Болонского процесса и академической мобильности Министерства образования и науки Республики Казахстан Р.Г.Сейдахметова Астана, 12 июня 2013 года
РЕЗУЛЬТАТОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ЦЕЛЬ – общие формулировки, описывающие карьерные и профессиональные успехи выпускников РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ – достижения обучающихся, выраженные в терминах знаний, умений, навыков и компетенций
РЕЗУЛЬТАТОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ систему сопоставимых степеней; трехуровневую систему вузовского образования; ECTS; академическую мобильность; сотрудничество в обеспечении качества; развитие совместных образовательных и исследовательских программ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ связывают
РЕЗУЛЬТАТОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ в разработке образовательных программ; в определении системы контроля и оценки выполнения стандартов учебных достижений и программ; в построении национальной квалификационной системы (Национальная и отраслевая рамки квалификаций, профессиональные стандарты, система присвоения квалификаций) РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ используются
Объём, сложность, инновационность и степень абстрактности используемой информации Знания РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ – дескрипторы НРК Умения и навыки Личностные и профессиональные компетенции Вариативность способов решения профессиональных задач, степень неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития Масштабы деятельности, цена возможной ошибки для организации и отрасли, социальные, экологические, экономические последствия данной деятельности
ПРИНЦИПЫ описания РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Конкретность и привлекательность (точная характеристика знаний, умений и навыков, личностных и профессиональных компетенций) Соответствие и соразмерность (верное планирование всех единиц образовательных программ) Измеримость (подбор надежных инструментов)
Результаты обучения магистра педагогических наук Общие дескрипторы ОРК с фере обазования и науки обладает специализированными знаниями в области педагогических наук, дидактики высшей школы, теории и методики профессионального образования; демонстрирует умения и навыки самостоятельно ставить и обосновывать цели, методы и средства научно-педагогической деятельности; демонстрирует способности в управлении педагогическим процессом, принимать ответственность за результаты профессиональной деятельности; формировать собственную карьерную систему; проявляет творчество и инициативность, гуманистическое мировоззрение, приверженность к духовным ценностям, придерживается демократического стиля во взаимоотношениях с субъектами педагогического процесса.
применение специальных методик в учебном процессе с обязательным обновлением системы контроля Проблемы измерения результатов обучения обработка и учет данных с возможным принятием нового формата документов об образовании разработка новой системы комплексного мониторинга учебных достижений обучающихся, основанной на преемственности не только учебных модулей и дисциплин, но и между всеми уровнями образования
проект AHELO – Assessment of Higher Education Learning Outcomes/Оценка результатов обучения в системе высшего образования (ОЭСР) Системы измерения результатов обучения Основные направления: исследование общих навыков и компетенций (Generic skills strand); исследование специальных навыков и компетенций по дисциплине «Экономика» (Discipline-specific Strand in Economics); исследование специальных навыков и компетенций по дисциплине «Инженерные науки» (Discipline-specific Strand in Engineering) Цель: разработка комплексного, объективного и научно обоснованного подхода к оценке результатов обучения в системе высшего образования, получение международно сопоставимой информации о результатах обучения на уровне вузов, факультетов, образовательных программ В настоящее время в проекте AHELO участвуют 16 стран
проект AAGLO – Assessing and Assuring Graduate Learning Outcomes/Оценка результатов высшего образования через достижения в отдельных дисциплинах (Австралия) Системы измерения результатов обучения Дисциплины: Бизнес, Здравоохранение, Медицина и Ветеринарные науки, Наука (Химия), Искусство, Социальные и Гуманитарные науки (Археология и История), Инженерия, Юриспруденция, Дизайн и Искусство постановки (Драма и постановка) Цель: определение Стратегии и принципов оценивания результатов обучения выпускников по ряду дисциплин, выбранных Академическим стандартом обучения и преподавания (LTAS)
проект GLOSSARI – Georgia Learning Outcomes of Students Studying Abroad Research Initiative / Результаты обучения, исследовательской деятельности иностранных студентов университетов Джорджии (США) Системы измерения результатов обучения Цель: сравнение общих результатов обучения своих и иностранных студентов по следующим параметрам: функциональные знания культуры, знания мировой географии, знания мировой взаимозависимости, компетенции в области межкультурных взаимоотношений
проект VALUE – Valid Assessment Learning in Undergraduate Education/Валидная оценка результатов бакалаврского образования (Ассоциация американских колледжей и университетов) Системы измерения результатов обучения Цель: исследование результатов обучения по трем категориям: интеллектуальные и практические навыки; личная и социальная ответственность; интегрированные и прикладные науки
разработка и реализация казахстанского проекта измерения результатов обучения ПЕРСПЕКТИВЫ Цель: определить стратегию эффективного оценивания и развития принципов обеспечения результатов обучения выпускников в тесном взаимодействии с основными стейкхолдерами высшего образования; получить международный инструментарий для оценки качества высшего образования и возможности учета лучшего зарубежного опыта при совершенствовании национальной оценки качества; обеспечить привлекательность образовательных программ казахстанских вузов для иностранных учащихся и преподавателей и др.
Благодарю за внимание !