Колхозное крестьянство Жизнь деревни начала 30-х гг. протекала на фоне раскулачивания и создания колхозов. В деревне не стало ни кулаков, ни середняков, ни бедняков, почти не осталось и крестьян-единоличников. В обиход были введены новые понятия: колхозное крестьянство, колхозник, колхозница. Вместе с тем по мере роста успехов индустриализации на село стало поступать больше тракторов, комбайнов, автомашин и прочей техники, которая сосредоточивалась в МТС. В деревне появились молодые специалисты агрономы, механизаторы, ветеринары. Открывались на селе и школы. В феврале 1935 г. крестьянам было разрешено иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами и 10 овец. Индивидуальные хозяйства начали поставлять на рынок продукцию. Жизнь в деревне стала улучшаться, чем не преминул воспользоваться Сталин, объявивший на всю страну: «Жить стало лучше, жить стал веселее».
Рабочий класс Для выполнения сталинских планов индустриализации требовалось огромное количество рабочей силы. Нехватка квалифицированных рабочих компенсировалась их количеством. Бурный рост городского населения привел к катастрофическому ухудшению положения с жильем, нехватке продовольствия. В апреле 1929 г. были введены карточки на хлеб. Рост цен стремительно опережал рост заработной платы рабочих год стал годом «поворота к человеку». «Человек самый ценный капитал», «Кадры решают все», провозгласил И. В. Сталин. Людям были возвращены маленькие человеческие радости: новогодние елки, карнавалы, танцы, джаз, открыты парки культуры и отдыха. С 1 января 1935 г. были отменены карточки на продовольствие, а цифры второго пятилетнего плана вселяли надежду на улучшение жизни. В августе 1935 начало Стахановских движений.
Интеллигенция Конституция 1936 г. объявила, что Советский Союз является социалистическим государством рабочих и крестьян, в котором ведущая роль принадлежит рабочему классу. Основная масса интеллигенции была представлена низшими государственными служащими, учителями, врачами, инженерно- техническими работниками. В официальных анкетах они называли себя служащими. В активную общественную жизнь вступила новая интеллигенция. Ее появление было результатом двух взаимосвязанных процессов: уничтожения значительной части старых специалистов, скептически относившихся к грандиозным сталинским планам, и ускоренной подготовки «пролетарской» интеллигенции, проходившей в рамках провозглашенной «культурной революции». Началом расправы с беспартийной интеллигенцией, старыми специалистами стало Шахтинское дело, призванное объяснить хозяйственные трудности вредительством.
Номенклатура «Верхний этаж» советской социальной системы занимала так называемая номенклатура, или «класс» управляющих. Латинское слово «номенклатура» буквально означает перечень имен или наименований. В Советском государстве это слово приобрело политический смысл. Номенклатура это перечень руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий партийный или государственный орган. В самой номенклатуре существовало иерархическое деление. На ее вершине находилась личная канцелярия Сталина. Почти вровень с ней располагались органы государственной безопасности, осуществлявшие контроль над партийным аппаратом. Затем шли верхние слои партийной, советской и хозяйственной бюрократии, командный состав армии. Верхушка научной, технической и творческой интеллигенции также входила в состав советской верхушки.
Спецконтингент Советского общества составляли заключенные. Их число постоянно росло, причем круг арестованных был весьма широк: от лидеров партии и государства до рядовых рабочих и колхозников. Власть почувствовала не только политический результат массовых репрессий страх, удерживавший население от проявления активного недовольства, но и экономический она получала в свое распоряжение бесплатную рабочую силу. В 1930 г. Госплан издал распоряжение о включении труда заключенных в плановую экономику. С этой целью в системе НКВД ОГПУ было создано специальное управление ГУЛАГ (Главное управление лагерями). Значительное число объектов первой пятилетки было построено руками заключенных, в том числе и знаменитый Беломорканал, соединивший Белое и Балтийское моря. Самым действенным способом стимулирования высоких производственных показателей у заключенных был страх голода. При стопроцентной выработке нормы заключенный получал 700 г хлеба, жидкий суп, кашу на воде, иногда небольшую селедку. Существовал также «стахановский» рацион для лиц, выполнявших норму на 150%, и штрафной для тех, кто не справлялся с установленными нормами. В 1935 г. сектор принудительного труда насчитывал приблизительно 2 млн. 85 тыс. человек: 1 млн. 85 тыс. в спецпоселках, 1 млн. в ГУЛАГе.
Осуждено по делам органов ВЧК-ОГПУ-НКВД за г.г. годВсего осужденоПриговорено к смертной казни