Юристы. Роль в компании Процессы не регламентированы Юристы сопровождают деятельность предприятия (констатация запретов) Ключевое подразделение Компании, принимающее непосредственное участие управлении Подразделение, деятельность которого основана на планировании, регламентации и преобладании контрольных функций Так нельзя, но так можно НельзяНужно так 6 Кто мы? Вопрос исключительно наших амбиций!
Обслуживаем или принимаем решения? В бизнесе сформирован ряд «негативных» стереотипов Традиционно юристов воспринимают как обслуживающую функцию Юрист – источник бюрократии Юристы не отвечают за результат и за деньги ЦЕЛЬ: Сломать стереотипы, создать возможность применять свои знания и навыки при формировании основных бизнес-решений 3 Юрист может играть содержательную роль в бизнесе - не номинальные согласующие лица или «юридические консультанты» Участие по всех важных для компании процессах С САМОГО НАЧАЛА Без одобрения юристов не принимается НИ ОДНО ключевое управленческое решение Мнение учитывается при решении ВСЕХ стратегических вопросов
Создание эффективной правовой функции Создание единой правовой функции, подчиненной первому лицу Организация работы на основе стратегического, функционального и бюджетного планирования Мониторинг законопроектной работы. Прогнозы развития законодательной базы с точки зрения рисков и создания возможностей для бизнеса Установление KPI 8 Регулярная работа над повышением влияния правовой функции Управление регуляторными рисками, взаимодействие с регуляторами Организация «проектных офисов»
Подходы в работе юриста. Проектный подход и управление рисками Функциональное подразделение Разработка бизнес идеи Юристы Анализ возникающих правоотношений; рекомендация оптимального варианта бизнес модели, оценка рисков «КОРИДОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ» 13 - Получение информации о риске; - Создание фокус-группы (представители юристов, бухгалтерии, специализированных подразделений); - Оценка риска; -Правовое заключение определяет позицию компании; - Принятие управленческого решения. Текущее управление рисками :
Юридическая служба: среда обитания Ежедневное влияние групп субъектов внешней и внутренней среды У каждой группы свои интересы и цели ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЮТ ВСЕ, но наша оценка степени такого влияния субъективна ЮРИСТЫ Клиенты Конкурент ы Нормативн ая база СМИ, внешняя обществен ность Регулирую щие органы Цели бизнеса При столкновении интересов и целей разных групп конфликты неизбежны?!
Зачем юристы бизнесу? Ключевая компетенция юриста в бизнесе принятие решений. КАК ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ? Основной ориентир при принятии решений – Бизнес-результат Бизнес-результат
Бизнес-результат vs принципы Цели ориентированы на бизнес-результат Соблюдение законодательства. Согласно общепринятых подходов толерантность к юридическим рискам компании должна быть нулевой (не существует вопроса: соблюдать или не соблюдать законодательство). Российские реалии предполагают иную толерантность. Поэтому роль юриста всегда предполагает, что от него ждут большего, чем функция полицейского. В результате постоянно меняющейся правоприменительной практики менеджмент все чаще отдает себе отчет в том, что целью управления рисками является не исключение всех юридических рисков, а достижение их приемлемого уровня Реактивное реагирование на проблему Оказание юридической помощи Принятие решений Управление рисками
Правила игры Творческий подход к решению задачи Аналогия закона, аналогия права Правовым заключениям о невозможности– НЕТ! Выработке правового бизнес-решения – ДА! Применение зарубежного опыта
Основы взаимодействия. Соглашение об уровне сервиса 9 Четкие и понятные правила, устраивающие обе стороны процесса Матрица взаимодействия КРI Приоритеты Сроки? Да! Это не мое! НЕТ Отсутствие понимания общей цели Споры о зоне ответственности Недовольство сроками Недостаточное взаимодействие Коммерческая & правовая функции Service Level Agreement (SLA)
Организация работы правовой функции Активное выстраивание / управление рисками всего проекта «Продуктовая специализация» - организация работы по конкретным продуктам либо типам клиентов Высокая скорость, высокая степень технологичности ответов, быстрая реакция на запросы клиентов
Механизмы повышения влияния юридической службы Удовлетворенность: 1. Внимание на цели и задачи внутреннего заказчика 2. Согласование общих целей 3. Вместо «НЕТ» необходимо предлагать варианты решения 4. Конкретные предложения на вопросы. Фокус на результат. Уровень влияния Правовой функции 1. Участвовать в постановке целей с самого начала 2. Участвовать по принципу мы сами пришли, чтобы помочь решить 3. Решать разногласия через партнерство. 4. Быть координатором проектов, не только в части правовой функции Личная ответственность каждого юриста за общий результат правовой функции (индивидуальные цели)