Рациональное питание, его значение для укрепления здоровья школьников (I – IV кл.)
Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. СОКРАТ
З О Ж Физическая культура, движение, закаливание Положительные эмоции Отказ от вредных привычек Личная гигиена Экологическое сознание и поведение Рациональное питание Элементы З О Ж
В основе рационального питания лежат 5 принципов. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы. 1. Регулярность 2. Разнообразие 3. Адекватность 4. Безопасность 5. Удовольствие
Прием пищи в одни и те же часы способствует более интенсивному отделению желудочного сока; при этом пища, попадая в желудок, сразу же находит в нем определенное количество пищеварительного сока. Наоборот, нерегулярный прием пищи, т. е. беспорядочная еда в разные часы, вредит здоровью и может привести к заболеваниям желудка и кишечника. 1.Регулярность. Режим питания - распределение приемов пищи ( время приема пищи и ее количество ) в течение дня.
2. Разнообразие питания. В пище содержатся все необходимые человеку элементы: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Все они одинаково важны. Однако в природе нет универсального продукта, в котором содержались бы абсолютно все питательные вещества. Поэтому только разнообразная пища может поддержать здоровье человека, и наоборот, однообразная привести к функциональным расстройствам. Удовлетворение потребности организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ.
БЕЛКИ -строительный материал клеток живого организма. - ферменты, влияющие на усвоение других веществ. По своему происхождению белки бывают: Растительные: рис, соя, горох, бобы, крупа, хлеб и т.д. Животные : мясо, рыба, молоко, яйца и т. д.
-источник энергии УГЛЕВОДЫ
Сахара ( глюкоза, фруктоза, лактоза - сладкие на вкус): в меде, во фруктах, молоке, сахаре, конфетах. Крахмал: в картофеле, муке, крупах, макаронных изделиях Клетчатка (пищевые волокна): в отрубях, в сырых овощах - капусте, моркови, баклажанах ит.д. Углеводы бывают:
ЖИРЫ - источник энергии, предохраняющий организм от охлаждения По своему происхождению жиры бывают: Растительные: подсолнечное масло, облепиховое масло, оливковое масло, соевое масло и т. д. Животные: сливочное масло, свиной жир, куриный жир и т.д.
«Хорошие» легкие жиры: растительные, молочный жир, рыбий жир. Животные жиры, особенно свиной, говяжий, бараний - состоят в основном из тугоплавких, «плохих» жиров. Они тяжело усваиваются организмом. Легкие жиры необходимо употреблять в пищу даже тем, кто стремится похудеть. «ХОРОШИЕ» и «ПЛОХИЕ» жиры
ВИТАМИНЫ -повышают сопротивление организма заболеваниям -регулируют работу органов Недостаток витаминов -ГИПОВИТАМИНОЗ Избыток витаминов -ГИПЕРВИТАМИНОЗ Полное отсутствие витаминов - АВИТАМИНОЗ
По своим физическим свойствам витамины делятся на: Растворимые в жире: A, D, E, K. Растворимые в воде: B, PP, C.
МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ Макроэлементы: Железо- входит в состав гемоглобина Калий - выводит воду Натрий - задерживает воду Кальций - участвуют в Фосфор образовании костной и зубной тканей Микроэлементы Йод – регулирует работу поджелудоч- ной железы Фтор – участвует в построении костей Магний – участвует в синтезе белка.
Пища, усвоенная и переработанная организмом, является источником энергии, необходимой для работы мышц, для поддержания постоянной температуры тела и обновления клеток, из которых состоят ткани и органы человека. Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает ее в течение дня, т. е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие. В том случае, когда человек не получает калорий, возмещающих энергетические затраты, он худеет. Если приток энергии с пищей превышает энергозатраты организма, неизбежно отложение жира. 3. Адекватность. Энергетическое равновесие.
БУЛИМИЯ – психическое состояние, характеризующееся мучительными приступами внезапного повышения аппетита. ДИСТРОФИЯ ОЖИРЕНИЕ АНОРЕКСИЯ – психическое расстройство, выраженное нежеланием есть, когда на самом деле орга-низму необходимо питание (отвращение к пище). Сопровождается физическим истощением.
4. Безопасность Безопасность питания обеспечивают три условия: - соблюдение ребенком правил личной гигиены, - умение различать свежие и несвежие продукты, - осторожное обращение с незнакомыми продуктами.
5. Удовольствие Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют "мягким", "кисло-сладким", "горько-сладким" и т.д.
Как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения этих принципов? Что же делать?
Мы рекомендуем организовать этот процесс в виде игры. вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки, организовать конкурс на самую необычную кашу, провести соревнование знатоков фруктов и овощей кто быстрее соберет овощи для салата, кто быстрее выберет блюдо для завтрака и т.д.
Формирование основ культуры питания предполагает и знакомство ребенка с народными традициями и обычаями, народной кухней
Знакомство с традициями и обычаями расширяет представление о культуре и истории народа вообще, а значит, может рассматриваться и как элемент патриотического воспитания. А обсуждение кулинарных традиций разных народов – прекрасный вариант организации интернационального воспитания – близкий и понятный ребенку, лишенный пафоса, которым зачастую «грешат» традиционные методики.
Формирование культуры питания – это всегда сотрудничество родителей и педагога. - первый шаг на этом пути – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области - второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой школой. - третий шаг – не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье.
Печатная информация для родителей и учащихся