Оформление исходной логической модели европейской теории познания (категория «истины»)
План занятия 1. Предыстория новоевропейской гносеологии: представление об «истине» (потаенном, глубоком, подлинном) и явных, ошибочных, мнениях конкретных людей. 2. Переворот в понимании знания в XVI-XVII вв.: появление представления о формальных (а не только содержательных) характеристиках хорошего знания. «Метод» и «сомнение». Иллюстрация - декартовское рассуждение о cogito. 3. Исходная модель научного знания.
В производстве нового знания, в рассуждении, участвуют как позиции, активно проговариваемые мыслителем, так и те, которые фигурируют в тексте рассуждения как сами собой разумеющиеся или и вовсе неосознаваемые. Эти позиции, смотря на это дело с нашей стороны, можно выделять, описывать и исследовать. Это помогает предполагать степень применимости чужих теоретических конструкций и знать об ограниченности собственной точки зрения.
Интеллектуальная работа может быть понята как преодоление дистанции Личные качества главных российских политиков Происки угрожающих России внешних врагов Неизменный дух / историческая судьба русского народа / российских народов Колебания цен на нефть Есть то, что видят все Насморк, кашель, слабость Лейкоциты и тромбоциты – можно, оказывается, и смотреть иначе, и увидеть другое Влияние злых духов Нарушение соотношения жизненных соков Пониженный иммунитет Вирусное заболевание Последовательность законодательных актов и дипломатических демаршей РФ и ее отражение на телевидении, в прессе и в Интернете причем многие – по-разному
То, о чем вы думаете, устроено точно также Это необходимая стадия развития истории искусства – развитие предыдущих достижений и разочарований Это гениальное озарение Энди Уорхола – настоящего художника Это гнусный выпендреж, который может оказаться успешным только в условиях всеобщего бескультурья Это одно из событий, свидетельствующих об окончании эпохи (искусства) модерна и его надо рассматривать не как артистическую, а как социальную практику, пока неизвестно, положительную или отрицательную Поведение NN Что он говорит Что о нем говорят Что он делает Что говорят о том, что он делает … У него такие-то мотивации У него совсем другие мотивации У него такие-то цели У тех, кто говорит о нем так, такие-то причины … Энди Уорхол тиражирует банки с супом «Кэмпбелл»
Во всех этих примерах картина, которая стоит за деятельностью исследователя ДАННЫЕ ОБЪЯСНЕНИЕ или, если смотреть не на то, что исследователь провозглашает как цель своей деятельности, а на то, что он делает реально МНЕНИЯ ИСТИНА (преодоленное или редуцированное разнообразие мнений)
Типология ошибок, упоминаемых или подразумеваемых Декартом в «Рассуждении о методе» (ср. семинар 15.09) Стереотипность восприятия и объяснений пример и обычай принятые помимо разума руководитель (которого Декарт себе не взял бы) власть большинства Настойчивость в (ошибочной) точке зрения Поспешность в суждениях Целостность конструкции Приукрашивание, низменное и достойное славы Кабинетное умствование необходимость проверки опытом? практической значимости? ср. личная заинтересованность Сомневаться, чтобы сомневаться - чудачество Личная заинтересованность тщеславие Осознаваемый недостаток способностей и необходимость в руководстве Разногласия ученых
Представление о том, что в исследовании всегда должно быть проделано это движение: от некоторых Данных (и, как правило, возможности нескольких конкурирующих интерпретаций этих данных – иначе не было бы Проблемы и потребности в исследовании) – к единственному Объяснению. Далеко не всегда эта модель движения проговаривается в исследовании как очевидная, а иногда, в низкоконкурентных областях, ее не придерживаются («что вижу, о том пою»). Но в целом эту модель можно считать достаточно универсальной, хотя бы в качестве регулятивного образца. Задача нашего курса – отчасти в том, чтобы за отдельными теоретическими высказываниями конкретных авторов видеть такие вот скелеты их самых фундаментальных представлений.
Один из самых базовых образов для классической теории познания – представление об истине. «Истина» - образ единственного и предположительно скрытого за превратностями внешних признаков и ограниченностью и разноголосием множества толкователей знания. «Истина» – то, что есть «на самом деле»; то, что не зависит от случайностей индивидуальной позиции, от способностей, опыта и заинтересованности толкователя.
Подлинное, скрытое превратным и преходящим (или явленное в них) Конструкция найдена еще древними греками (парменидовское «подлинное бытие» в отличие от видимых мнимостей, платоновские «эйдосы» (подлинные сущности вещей), отбрасывающие причудливые тени в пещере нашего сознания) и усилена в Европе христианством: внутренняя правда Иисуса Христа против мощи кесаря. истина праведной жизни против мирских суеты и неудач.
Промежуточное резюме: что кажется само- очевидным, когда осуществляется рассуждение 1. «Понять то, что на самом деле» - за тем, что мы наблюдаем внешне, (и каждому из нас это может представляться по- разному (Тем более, если речь идет не о людях в одной и той же аудитории, а, допустим, об участнике сражения, его семье, летописце, который это сражение описал, ученом XIX века, который эти рукописи сопоставил, и о современном ученом)) Что-то было
Промежуточное резюме : что кажется само- очевидным, когда осуществляется рассуждение Висячие сады Семирамиды Это «что-то» одно (а мнений по его поводу много) Это «что-то», как правило, не таково, как то, что бросается в глаза 1. «ИСТИНА»
В XVI-XVII вв. в европейском отношении к знанию происходит важнейший переворот В древности и в Средние века истину распознавали: она была известна (Священное писание и предание, труды авторитетов). Чем является неожиданный исход сражения: наказанием за гордыню, повторением истории Давида и Голиафа или Маккавеев и римлян? Кто такие индейцы (не-люди, раз они не упоминаются ни в Библии, ни у Аристотеля): полулюди, новые люди, исчадия ада, божественно невинный народ, ангелы? Можно ли их обращать в рабство? XVI-XVII вв. Вместо установки на распознавание (подтасовку решения под ответ, распределение материала под теорию научного руководителя) – установка на собирание нового знания, прибавление.
Средневековое знание – приоритет истинности содержания и опора на традицию Главная стратегия: редуцировать многообразие корректных исходных позиций. (Любое рассуждение по определению не должно противоречить истине Откровения) Истина по любому поводу уже сказана в Священном Писании или отцами церкви – нужно лишь разглядеть ее за иносказаниями. За пределами сказанного авторитетами – способ получения нового знания может быть любым; соглашаться ли с ним – остается на усмотрение слушателя, который не располагает формальными правилами
Скачок XVI-XVII вв. Ослабление авторитета папства, раскол континента на католическую и протестантскую части, заинтересованность разных политических сил в своих трактовках действительности при более высокой плотности контактов, великие Географические открытия - возросшая степень сомнения в самых незыблемых истинах. Знание следует не распознавать и перетолковывать в корпусе уже имеющегося, но строить на новом месте (предварительно расчищенном от старых заблуждений) Если в средние века знание характеризовалось преимущественно содержанием МНЕНИЯ ИСТИНА И наиболее эффективным способом работы с ним было: 1) редуцировать многообразие корректных исходных позиций. (Любое рассуждение по определению не должно противоречить истине Откровения) то в XVII веке, с легкой руки Ф. Бэкона и Р. Декарта, возрастает значение другой стратегии: 2) по возможности сузить правила перехода от мнений к истине.
Вместо распознавания - накопление Мы не можем доверять ни старому знанию, ни тому, что нам говорят современники, ни даже собственным впечатлениям Формальные критерии качества знания; сделать так, чтобы могли доверять знанию, полученному другими людьми СомнениеМетодИстина